Дадим общее представление об эмоциональных состояниях человека, с которыми можно встретиться при расследовании уголовных дел.
Физиологический аффект. Аффект - это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, имеющее «взрывной» характер, сопровождаемое резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. Как правило, аффект дает неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии.
Существует три механизма возникновения аффекта.
1) связан с тем, что аффект возникает вследствие накопления (аккумуляции) у человека отрицательных эмоциональных переживаний;
2) это реакция на одноразовое действие очень сильного раздражителя (оскорбления, угрозы, насилия).
3) связан с оживлением ранее образовавшихся следов возбуждения, когда повторное действие раздражителя, вызывающего аффект, было как бы отсрочено на время от нескольких минут до нескольких лет.
Рассмотрим признаки физиологического аффекта.
1) внезапность возникновения;
2) взрывообразная динамика;
3)кратковременность;
4) интенсивность и напряженность протекания;
5) дезорганизующее влияние на психическую деятельность (выражается в сужении сознания: на уровне восприятия приводит к его субъективизации, сужению объема, фрагментарности, на уровне мышления происходит утрата его гибкости, снижение качества мыслительных процессов);
6) сопровождается стереотипной моторной активностью;
7) вегетативные сдвиги ( проявляется в изменении частоты дыхания, интенсификации сердечной деятельности, покраснении или побледнении кожных покровов, пересыхании слизистых ротовой полости, изменении голоса и т.п.);
8) частичная амнезия;
Т.о. аффект - это предельное экстремальное состояние, вызывающее резкие изменения в психической деятельности человека, что проявляется в его поведении и конкретных действиях. Следует помнить, что физиологический аффект не является патологическимэмоциональным состоянием (как патологический аффект), поскольку вызывает сужение сознания, а не помрачение его; не ликвидирует сознательный контроль над действиями и поведением, а тормозит его, значительно снижает его уровень. Он возникает в тех случаях, когда имеется преднамеренная угроза ведущим жизненным ценностям человека. Т.е. данному состоянию предшествует так называемая аффектогенная ситуация. Рассмотрим признаки такой ситуации. 1) конфликтность; 2) внезапность; 3) экстремальность; 4) быстротечность; 5) реальной.
Таким образом, для возникновения состояния физиологического аффекта имеются два условия: необходимое (аффектогенный характер ситуации) и достаточное. Не каждая аффектогенная ситуация «порождает» аффект, это случиться, если состояние будет включать в себя все вышеописанные признаки. На практике часто встречаются случаи, когда обвиняемый совершает преступление в состоянии алкогольного опьянения и в то же самое время выявляет признаки аффективного состояния. Но собственно физиологический аффект в состоянии алкогольного опьянения возникнуть не может, т.к. алкоголь сам по себе вызывает дезорганизацию психической деятельности человека. Такое состояние назвали аномальным аффектом (не путать с патологическим!).
Существует еще целый ряд эмоциональных состояний, которые способны дезорганизовать деятельность человека, однако имеющими отличные от аффекта динамику и содержание. К ним относятся психическая напряженность (стресс), фрустрация, а также растерянность.
Психическая напряженность (ПН) - это состояние, возникающее у человека в экстремальной (необычной, новой или угрожающей) ситуации. Его влияние на психическую деятельность неоднозначно и зависит от особенностей стрессогенной ситуации и индивидуально-психологических качеств человека. Она может оказывать и мобилизующее и дезорганизующее влияние. ПН может быть обусловлена стрессогенными факторами внешнего (степень неожиданности воздействия; интенсивность воздействия, превышающую индивидуально-психологические возможности человека; дефицит времени на оценку ситуации, принятие решения и его реализации; неопределенностьситуации ) и внутреннего порядка (субъективная оценка воздействия как опасного, угрожающего здоровью, жизни, социальному статусу, ведущим мотивам поведения, системе ценностей человека; личностная значимость воздействия; близость действия стрессора к крайним точкам субъективной шкалы «приятно - неприятно»; продолжительность воздействия стрессора при сохранении его личностной значимости; конфликтный выбор между противоположными мотивами поведения.). Специфика состояния психической в динамике возникновения (нарастание ПН может быть относительно длительным, а спад не столь стремительным). Состояние ПН не столь кратковременно, как аффект. ПН может не только разрушительно влиять на психическую деятельность, но и улучшать ее качество, т.е. возможна адаптация к негативным влияниям (однако следует заметить, что возможности адаптационного синдрома не безграничны, и рано или поздно последует дезорганизация психической деятельности). Отрицательное влияние ПН на деятельность и сознание человека заключается в снижении процессов восприятия, внимания, памяти, активности мыслительных процессов, утрата гибкости мышления, преобладание эмоциональных компонентов в сознании над рациональными, трудности в принятии решений при фиксации сознания на стрессовом характере ситуации. На поведенческом уровне это выражается в: неадекватной реакции на раздражители, импульсивности, непоследовательности, негибкости поведения, возможности как активных (в том числе, в виде физической агрессии) так и пассивных форм реагирования и т.д. Т.о. дезорганизация психической деятельности в состоянии психической напряженности не достигает уровня, наблюдаемого при аффекте. Вместе с тем, нельзя не учитывать влияния этого состояния на поведение человека в криминальной ситуациипри оценке противоправного деяния.
Фрустрация(Ф) характеризуется наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Среди причин возникновения фрустрации можно выделить: помехи, исключающие возможность достижения цели; унижение, оскорбление при восприятии невозможности (реальной или субъективной) действовать соответственно мотивам; фиаско, неадекватность, разочарование в себе. Необходимым условием для возникновения Ф является сильная мотивированность к достижению цели. Субъективные переживания в состоянии Ф связаны с эмоцией гнева, которая вызывает сильное напряжение, повышение уверенности в себе, а также готовность к агрессии, направленной на источник фрустрации. Также в состоянии Ф переживаются эмоции отвращения и презрения. Ф вызывает существенную дезорганизацию психической деятельности. Это выражается в фиксации сознания на факте наличия препятствия на пути к достижению цели, в ошибках восприятия, в переоценке угрозы извне. Также отмечается резкое увеличение уровня активации (вплоть до нервозности), эмоциональное возбуждение. Поведение носит агрессивный характер, усиливается его импульсивность, снижается волевой контроль (при наличии у человека уверенности в себе, ощущении силы), что значительно повышает готовность к нападению или двигательной активности. Фрустрационное поведение отличается как от аффективного, так и от стрессового (обусловленного психической напряженностью). Ф может вызывать большую вариабельность поведения. Помимо агрессии и деструкции, могут отмечаться бесцельное двигательное возбуждение или, напротив, апатия; могут проявиться стереотипия и регрессия (примитивизация поведенческих реакций, снижение качества деятельности). Но есть и сходство с аффектом: это однозначно негативное влияние фрустрации на психическую деятельность. Но именно этот момент и отличает фрустрацию от психической напряженности. Отличается Ф от аффекта и по своей динамике. Как и ПН, фрустрация оказывает дезорганизующее влияние на психическую деятельность в более длительный период времени. Так же Ф, как правило, не достигает того уровня дезорганизации сознания и психики, которое наблюдается в состоянии аффекта.
Растерянность. Рассматривая экстремальные состояния, нельзя не остановиться и на растерянности и выяснить, является ли она самостоятельным психическим состоянием или существует лишь в качестве компонента других особых состояний (аффекта, фрустрации, психической напряженности и т.д.).
С точки зрения житейского понимания, растеряться - значит "недоумевать, как быть, что делать",17 "встать в тупик, потерять голову", "утратить хладнокровие, самообладание, от волнения не зная, как поступить'".1' То есть, растерянность возникает при необходимости принятия решения либо реализации его, но при отсутствии знания того, каким образом это осуществить, т.е. при отсутствии программы действия (или ее несоответствия требованиям ситуации), иными словами, при отсутствии готовности действовать. Субъективно растерянность сопровождается отрицательными эмоциональными переживаниями (преимущественно астеническими). При этом, волевой контроль над действиями и поведением может быть снижен либо утрачен вовсе.
А.Д. Глоточкин и В.Ф.Пирожков противопоставляют растерянность аффектам, приближая ее к депрессивным состояниям.19 По мнению К.К.Платонова, растерянность является близким к напряженности состоянием и характеризуется первичными нарушениями восприятия, внимания и мышления и вторичностыо (производ-ностью) эмоционального компонента.20 М.Г. Угрехелидзе рассматривает растерянность как расщепление психики на несколько установок, направленных на разные действия. Эти установки нейтрализуют друг друга и в результате человек проявляет пассивное поведение в ситуации, требующей активности, либо одна из установок начинает доминировать и человек действует в соответствии с ней. производя нередко ошибочные действия."
Говоря о растерянности, следует рассмотреть такое понятие, предлагаемое А.Б.Леоновой и В.М.Медведевым, как ''динамическое рассогласование". Оно было введено для классификации функциональных состояний по принципу адекватности ответной реакции человека требованиям выполняемой деятельности. Динамическое рассогласование характеризуется несоответствием ответа организма требованиям среды. Оно встречается также в тех случаях, когда требуемый ответ превышает актуальные психофизиологические возможности человека. Иными словами, можно сказать, что динамическое рассогласование - результат отсутствия адекватной готовности к действиям в конкретных условиях.""
Таким образом, растерянность является самостоятельным феноменом и его можно определить как психическое состояние, характеризующееся несоответствием между готовностью субъекта к действию и требованиями конкретной ситуации, что обусловливает пассивность, снижение волевого контроля, потерю гибкости поведения, вплоть до полной его дезорганизации.
Состояние | Аффект | Фрустрация | Психическая на- пряженность | Растерянность |
Признаки | ||||
1. Причина возникнове- ния | Наличие остро конфликтной ситуации | 1. Наличие объективно безвыходной ситуации либо субъективное восприятие ее в качестве таковой. 2. Блокировка реализации ведущих мотивов поведения | Стрессогенная ситуация (дефицит времени, сверхсильный раздражитель, требования ситуации, превышающие возможности человека), борьба противоположных мотивов | Необычность ситуации, ее новизна. внезапность возникновения. Завышенные требования. дефицит времени |
2 Динамика | Взрывообразкая | Постепенное нарастание (в том числе, в течение короткого периода времени) | Постепенное нарастание с явлениями адаптационного синдрома | Постепенное нарастание (включая и в течение короткого времени) |
3. Преобла- дающие эмоции | Отрицательные (гнев, ярость, страх, ненависть и т.п.) | Отрицательные (гнев, отвращение, презрение) | Неоднозначные: как положительные, так и отрицательные | Сниженный фон настроения (переживания внезапности, опасности, неуверенности и т.п.) |
4. Стеничность | Стеничность | 1. Стеничность | 1. Стеничность | Астеничность |
2..Астеничность | 2. Астеничность | |||
5. Направленность действий | На источник конфликта | На препятствие. блокирующее реа- лизацию ведущих мотивов | 1 Сохранность структуры деятельности, адаптация к ситуации при стремлении преодолеть трудности | Избегание ситуации, пассивность, распад структуры деятельности |
6. Длительность | Кратковремен- ность (от единиц до десятков секунд) | Возможны кратко-временность, а также длительное равшие | Длительность как Кратковременная так и долговременная | Как крат повременная, так и долговременная |
7 Влияние на сознание и психическую деятельность | Сужение сознания, объема восприятия, его фрагментарность, частичная амнезия, возбуждение, стереотипнная моторная активность, беспорядочность действий, утрата гибкости поведения, нарушение структуры деятельное (осознание бли-жайших, а не конечных целей). Резкое снижение сознательно о контроля над своими действиями, астенический синдром в пост криминальный период | Фиксация сознания на препятствии. ошибки восприятия (в сторону переоценки угрозы), нарушение баланса в сознании с выраженным преобладанием эмоциональных компонентов возбуждение, резкое увеличение уровня активации при наличии и в себе, силы: агрессивное поведение, снижение волевою контроля над эмоциями и действиями | Фиксация сознания На стрессовом хаpaктеpe ситуации. увеличение уровня активации, стремление противостоять влиянию извне Улучшение показателей деятельное га (адаптационный синдром]. Возможно преобладание эмоциональных компонентов в сознании, колебания бдительности. Распад структуры деятельности (2). С'убьективизания восприятия, "полевой" характер поведения. импульсивность Возможны уклонение от активности. отказ от деятельности | Отсутствие адекватной готовности действовать: переоценка угрозы извне. нерешительность, пассивность, ошибочность действий |
8. Актуальная потребность | Потребность сиюминутно любой ценой устранить конфликтность ситлакии | Потребность в устранении препятствий | Потребность в под- держании системы в равновесии | Потребность в покое, бесконфликтности. комфорте |
9. Формы поведения | Агрессия и деструкция | 1. Агрессия и дест- рукция 2. Апатия 3. Бесцельное не- дифференцирован- ное возбуждение 4. Примитиви1ация деятельности | 1 Агрессия и дест- рукция 2, Апатия 3. Повышение про- дуктивной активно- сти | Пассивные формы поведения либо беспорядочная неадекватная активность |