Способности человека, подчеркивает Г.С.Костюк, являются продуктом общественно-исторического развития. Они развиваются в совместной деятельности, труде. Новые области труда приводят к появлению новых требований к человеческим способностям, что, в свою очередь, приводит к их развитию. В практической деятельности человек приобретает новые ЗУН, что ведет к развитию способностей.
Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения).
Проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений.
Существенно важный фактор развития способностей человека – устойчивые специальные интересы. Специальные интересы – это интересы к содержанию определенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладение приемами и способами деятельности. Подмечено, что возникновение интереса к той или иной деятельности тесно связано с пробуждением способностей к ней и служит отправной точкой для их развития. «Наши желания, - по словам Гете, - предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить». Интересы ребенка должны быть сигналом, который должен заставить окружающих задуматься о возможном зарождении способностей к определенной деятельности.
|
|
Деятельность ребенка должна быть по возможности творческой.