Способности имеют качественную и количественную характеристику. Качественная характеристика способностей показывает к чему обнаруживает способности человек. Количественная характеристика способностей показывает в какой мере способен человек выполнять требования, предъявляемые деятельностью.
Зарубежные ученые предложили определять количественную характеристику способностей с помощью коэффициента интеллекта. Для этого вывели следующую формулу:
IQ = умственный возраст: паспортный (физический/фактически) • 100 Умственный возраст – интеллектуальное развитие человека в
сравнении с уровнем интеллекта других людей того же возраста.
Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.
Алексей Николаевич Леонтьев выдвигает тезис об общественно- исторической природе способностей. Исторически развивающиеся способы удовлетворения потребностей общества порождают и развитие человеческих способностей. Так, например, развитие компьютерной отрасли, привело к появлению способности, обеспечивающей успех работы с компьютерами.
|
|
Компенсация. Б.М.Теплов отмечает, что относительная слабость какой-нибудь способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Так, например, ученый, проводя исследования, выяснил, что отсутствие музыкального слуха можно компенсировать комплексом качеств, который включает в себя тембровый слух, память на музыкальные интервалы и т.д.
А.Н.Леонтьев отмечает, что могут быть компенсированы задатки, а не способности.