Спецификой свадебного обряда является свадебная поэзия, к которой относятся свадебные песни (величальные, корильные, плясовые, лирические и др.), поэтически- иносказательная манера сватовства, причитания, различные заговоры.
Похоронный обряд
Вера в существование души и духов - анимизм (от латинского animus — душа) является основой многих религий. Одним из наиболее ярко выраженных древних анимистических культов (от латинского cultus — почитание) является сохранившийся до наших дней куль умерших предков. Сталкиваясь со смертью, наши предки пытались понять, куда уходим мы после смерти. Человеческое сознание, которому было свойственно одушевлять все неживое, создало мир инобытия — загробный мир. В этот ирреальный мир и отправлялись умершие. Сама смерть осознавалась как пространственно — временной переход из одной жизни в другую. Для того чтобы боги были снисходительны к человеку, чтобы они покровительствовали ему во всех начинаниях, древние люди взывали к ушедшим в потусторонний мир, прося их о милосердии и помощи. Формы проявления культа предков были очень разнообразны. Они были связаны с различными погребальными обрядами. Умершие предки воспринимались как существа, наделенные неземным знанием и могуществом. Смерть не воспринималась трагически, потому что существовал потусторонний мир, мир мертвых, «тот свет». У разных народов загробный мир отделен от земли либо реками, либо гробами, либо еще какими-нибудь преградами, которые должен преодолеть усопший. Вход в загробный мир, как правило, кем-то охраняется. У некоторых народов жизнь в загробном мире представлялась как повторение земной, но в инверсии (с латинского inversio — переворачивание, перестановка). То есть жизнь на том свете являлась зеркальным отражением земной. Если на этом свете ночь, то в потустороннем мире день, люди ходят кверху ногами, их пища смертельна для живых, деревья растут кверху корнями и пр. В некоторых традициях души умерших вели безрадостное существование, в других, наоборот, обитали в стране изобилия. Наряду с подземным загробным миром в некоторых древних мифах разных народов упоминается и небесный. Эта вера была распространена там, где существовала традиция сжигания умерших. Люди считали, что, отправляя своих предков в небесное плавание, они помогают им быстрее подняться в небо и там представиться своей звезде. У древних славянских племен, например, умерших сжигали в ладьях (лодьях) и существовало поверье, что сожженный покойник уносится в рай (вырий, ирий, арий). Постепенно мифологическое мышление сформировало культ предков, который включал в себя и своеобразные формы поклонения и общения. Со стороны предков можно было ожидать и помощи, но в равной степени и вреда, поэтому десятками сотен лет складывались ритуалы взаимодействия живых людей с умершими предками. Кроме того, человек верил в то, что существа иного мира довольно часто посещают мир живущих Контакты с миром умерших осмысливались как двусторонние и происходили в определенные времена года и в определенные дни. Для того чтобы такое общение было для человека безвредным, особые люди (посвященные) прибегали к магии. Магия (лат magia, rpe4.mageia) — чародейство, колдовство, волшебство. Абсолютно дозволенной и необходимой была магия в языческой религии. Магические действия (заклинания, ритуальные танцы и пение, и т.д.) часто были связаны с той деятельностью человека, которая давала ему пищу и помогала выжить (например, охота, земледелие, скотоводство и т.д.). Предметы для этих действий и их украшение можно рассматривать как древнейший источник народного декоративно-прикладного творчества.(В.Ф.Зива)
|
|
|
|
Неизбежное завершение человеческой жизни - смерть издавна сопровождалась определенным ритуалом. До Х века погребальный обряд заключался в сооружении погребального костра и сожжении на нем покойного вместе с близкими людьми, слугами, конём, любимыми домашними животными, оружием, деньгами, напитками и явствами. Умерщвление живых людей с усопшим хозяином считалось этнической нормой того времени.
Значительной трансформации погребальная обрядность подвергалась с принятием христианства на Руси. Христианство выступало против сожжения умерших и утвердило обычай погребения, т.е. предания земле.
Похоронный обряд состоит из нескольких частей: подготовка к смерти, похороны, траур и поминовение.
Особое место в традиционной русской обрядности занимали традиции и обычаи подготовки к смерти. По понятию русских умереть «своей смертью» в окружении родных и полной памяти считалось благодатью. Страшились случайной смерти, умереть вдали от родных, ни с кем не простившись, без покаяния. Считалось очень важным быть заранее готовым к смерти.
В похоронной обрядности существовали такие традиции, созданные народом:
- обычаи - приготавливать себе смертную одежду, обмывать тело умершего у порога на соломе, ногами к печи, хоронить покойного после полудня, но обязательно до захода солнца, чтобы уходящее солнце захватило с собой душу умершего, бросать в могилу горсть земли и др.;
- суеверия – нести гроб не на руках, а на полотенцах, носилках, если гроб везли на санях, в дальнейшем сани перевертывали и оставляли в лесу, поле и больше не пользовались ими; закрывать зеркала в доме,
- предсказания, приметы;
- причитания и плачи;
- ритуальное блюдо (кутья, кисель, блины или пироги)
В похоронной обрядности обязательным является поминание покойного:
на 3-ий, 9-ый, 40-ой день.
Кроме того, существуют родительские субботы и праздник Радуница, когда поминают всех умерших.