Во время свадьбы совершались различные магические обряды, суеверия с целью уберечь молодых от порчи, сглаза, обеспечить им долгую и счастливую жизнь, рождение здоровых детей

Спецификой свадебного обряда является свадебная поэзия, к которой относятся свадебные песни (величальные, корильные, плясовые, лирические и др.), поэтически- иносказательная манера сватовства, причитания, различные заговоры.

 

Похоронный обряд

Вера в существование души и духов - анимизм (от латинского animus — душа) является основой многих религий. Одним из наиболее ярко выраженных древних анимистиче­ских культов (от латинского cultus — почитание) является сохранившийся до наших дней куль умерших предков. Сталкиваясь со смертью, наши предки пытались по­нять, куда уходим мы после смерти. Человеческое сознание, которому было свойственно одушевлять все неживое, создало мир инобытия — загробный мир. В этот ирреальный мир и отправлялись умершие. Сама смерть осознавалась как про­странственно — временной переход из одной жизни в другую. Для того чтобы боги были снисходительны к человеку, чтобы они покровительствовали ему во всех начинаниях, древние люди взывали к ушедшим в потусторон­ний мир, прося их о милосердии и помощи. Формы проявления культа предков были очень разнообразны. Они были связаны с различными погребальными обрядами. Умершие предки воспринимались как существа, наделенные неземным знанием и могуществом. Смерть не воспринималась трагически, потому что существовал потус­торонний мир, мир мертвых, «тот свет». У разных народов загробный мир отделен от земли либо реками, либо гробами, либо еще какими-нибудь преградами, которые должен пре­одолеть усопший. Вход в загробный мир, как правило, кем-то охраняется. У некоторых народов жизнь в загробном мире пред­ставлялась как повторение земной, но в инверсии (с латин­ского inversio — переворачивание, перестановка). То есть жизнь на том свете являлась зеркальным отражением земной. Если на этом свете ночь, то в потустороннем мире день, люди ходят кверху ногами, их пища смертельна для живых, деревья растут кверху корнями и пр. В некоторых традициях души умерших вели безрадостное существование, в других, наобо­рот, обитали в стране изобилия. Наряду с подземным загробным миром в некоторых древних мифах разных народов упоминается и небесный. Эта вера была распространена там, где существовала традиция сжигания умерших. Люди считали, что, отправляя своих предков в небесное плавание, они помогают им быстрее под­няться в небо и там представиться своей звезде. У древних славянских племен, например, умерших сжигали в ладьях (лодьях) и существовало поверье, что сожженный покойник уносится в рай (вырий, ирий, арий). Постепенно мифологическое мышление сформировало культ предков, который включал в себя и своеобразные фор­мы поклонения и общения. Со стороны предков можно было ожидать и помощи, но в равной степени и вреда, поэтому де­сятками сотен лет складывались ритуалы взаимодействия живых людей с умершими предками. Кроме того, человек верил в то, что существа иного ми­ра довольно часто посещают мир живущих Контакты с ми­ром умерших осмысливались как двусторонние и происходи­ли в определенные времена года и в определенные дни. Для того чтобы такое общение было для человека без­вредным, особые люди (посвященные) прибегали к магии. Магия (лат magia, rpe4.mageia) — чародейство, колдовство, волшебство. Абсолютно дозволенной и необходимой была магия в языческой религии. Магические действия (заклинания, ритуальные танцы и пение, и т.д.) часто были связаны с той деятельностью чело­века, которая давала ему пищу и помогала выжить (напри­мер, охота, земледелие, скотоводство и т.д.). Предметы для этих действий и их украшение можно рассматривать как древнейший источник народного декоративно-прикладного творчества.(В.Ф.Зива)

Неизбежное завершение человеческой жизни - смерть издавна сопровождалась определенным ритуалом. До Х века погребальный обряд заключался в сооружении погребального костра и сожжении на нем покойного вместе с близкими людьми, слугами, конём, любимыми домашними животными, оружием, деньгами, напитками и явствами. Умерщвление живых людей с усопшим хозяином считалось этнической нормой того времени.

Значительной трансформации погребальная обрядность подвергалась с принятием христианства на Руси. Христианство выступало против сожжения умерших и утвердило обычай погребения, т.е. предания земле.

Похоронный обряд состоит из нескольких частей: подготовка к смерти, похороны, траур и поминовение.

Особое место в традиционной русской обрядности занимали традиции и обычаи подготовки к смерти. По понятию русских умереть «своей смертью» в окружении родных и полной памяти считалось благодатью. Страшились случайной смерти, умереть вдали от родных, ни с кем не простившись, без покаяния. Считалось очень важным быть заранее готовым к смерти.

В похоронной обрядности существовали такие традиции, созданные народом:

- обычаи - приготавливать себе смертную одежду, обмывать тело умершего у порога на соломе, ногами к печи, хоронить покойного после полудня, но обязательно до захода солнца, чтобы уходящее солнце захватило с собой душу умершего, бросать в могилу горсть земли и др.;

- суеверия – нести гроб не на руках, а на полотенцах, носилках, если гроб везли на санях, в дальнейшем сани перевертывали и оставляли в лесу, поле и больше не пользовались ими; закрывать зеркала в доме,

- предсказания, приметы;

- причитания и плачи;

- ритуальное блюдо (кутья, кисель, блины или пироги)

В похоронной обрядности обязательным является поминание покойного:

на 3-ий, 9-ый, 40-ой день.

Кроме того, существуют родительские субботы и праздник Радуница, когда поминают всех умерших.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: