ВХОДЫ | ПРЕОБРАЗОВАНИЯ | ВЫХОДЫ |
Информация. Материалы. Капиталы. Трудовые ресурсы | Обработка и преобразование входов (зависит от эффективности руководства) | Продукция или услуги. Прибыль (бизнес). Доля рынка. Рост удовлетворенности. Социальная ответственность. |
Ситуационный подход
Состоит в том, что те или иные методы управления определяются ситуацией. Самый эффективный метод управления тот, который более всего отвечает данной ситуации. Центральный момент-ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данный момент. Различные ситуации требуют различных типов знаний. Успех зависит и от отбора тех методов, которые отвечают культуре людей, которыми управляют. Как и системный, ситуационный подход - способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход увязывает конкретные приемы с конкретными ситуациями, концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Методология ситуационного подхода реализуется следующим образом.
1. Руководитель должен знать средства профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования, контроля и принятия решения.
2. Каждая из управленческих методик имеет слабые и сильные стороны. Руководитель должен предвидеть вероятные последствия от применения той или иной концепции.
3. Руководитель должен, верно, интерпретировать ситуацию. Какой фактор важнее, эффект от изменения каких-то переменных.
4. Руководитель должен в условиях существующих обстоятельств действовать с отрицательным наименьшим эффектом и добиваться целей, что сложно всегда.
Подходы на основе выделения различных школ управления
В первой половине 20 века получили развитие 4 школы управленческой мысли. Каждая из школ внесла ощутимый вклад в данную область. Многие современные организации используют некоторые концепции, приемы и методы, возникшие в рамках этих школ.
Школа научного управления (1885-1920)
Тейлор, Гилберт и другие создатели школы научного управления. Использовали замеры, логику, наблюдения, анализ, чтоб усовершенствовать операции ручного труда, сделать его эффективным. Впервые применили методы материального стимулирования людей (кто больше производил, тот больше получал), ввели отдых в процессе труда, установили нормы труда, признали, что работа по управлению - это определенная специальность, самостоятельная область научных исследований. В большей степени это касалось управления производством.