Отправитель | Идея | Сообщение | Получатель |
Формирует, отбирает | Кодирует-выбирает канал | Передает по каналу | Декодирует сообщение |
Получатель | Канал | Сообщение | Отправитель |
Таким образом, этапов процесса коммуникации тоже четыре, а именно:
1. Зарождение идеи. Очевидно, что неудачное сообщение не станет лучше на глянцевой бумаге или от увеличенной громкости.
2. Кодирование и выбор канала. Слова, интонации, жесты - символы. Канал - передача речи и письменных материалов, электронные средства связи, компьютерные сети, электронная почта, видеоленты, голубиная почта, азбука Морзе, телефон, почта. Если канал не соответствует идее - обмен информацией неэффективен.
3. Передача. Процесс доставки информации. Речь идет физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке считают процессом коммуникации.
4. Декодирование. Перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют такое же значение для получателя, то последний будет знать, что имелось в виду. В противном случае необходима опорная реакция на полученное сообщение, то есть обратная связь. При этом отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Эффективный обмен информацией должен быть всегда двусторонне направленным, то есть с обратной связью. Шум-это то, что искажает смысл.