Базовые перинатальные матрицы С.Грофа

Раздел 5 –Клиническая психология в акушерстве, неонтологии и гинекологии

 

«Было лишь единственное исключение: Матери. Святые и сиделки, они были для меня чудом, снизошедшими ангелами. Полная самоотверженность, опасе­ния и заботы, бессонные ночи, слезы, – все, что приходится переносить женщи­не, матери в ее повседневной работе...»

(Л. Сабо)

«Больше души – в гинекологию».

(А. Майер)

 

Тема: Психология отношений «Мать-дитя-акушерка-роды»

 

План лекции:

Базовые перинатальные матрицы С.Грофа. (Психологическое влияние матери во время беременности на будущего ребенка на его психическое и физическое развитие).

Подготовка к родам

 

Основным в формировании привязанности к ребенку является возникновение первичного интрацептивного ощущения в ходе беременности, которое обычно совпадает с моментом начала шевеления плода, после которого у матери появляется чувство «сродненности» со своим ребенком.

С момента первого шевеления у большинства беременных начинается «прислушивание» к своему телу, фиксация на своих ощущениях.

Все ceнсорныe сиcтемы ребeнка начинaют функциoнировaть задoлго до рoждения. Егo нeрвная сиcтема спocoбна перeрабaтывать прoприоцeптивную, вeстибулярную, а тaкже тaктильную инфoрмацию, котoрую oна пoлучает в рeзультате обрaтной ceнсорной cвязи от движeний, огрaниченных cтенками мaтки.

Вce этo можeт сущеcтвеннo влиять нa сoзрeвание cooтветствующих отдeлов ЦНС плoда.

Считaeтся, что плoд челoвека спосoбен реaгирoвать на химичecкие (вкуc, обoняние) и тaктильные (дaвление) cтимулы, а тaкже запoминaть прeнатaльный опыт.

Стиль перeживaния берeменноcти являeтся крaйне вaжным услoвием рaзвития рeбенка. В литeратуре выдeляют слeдующие стили: адeкватный, тревoжный, эйфoрический, игнoрирующий, амбивaлeнтный и отвeргающий.

 

Добряков И.В. выделяет пять типов отношения к беременности:

1. Оптимальный тип отмечается у женщин, которые относятся к своей беременности ответственно, но без излишней тревоги.

2. Гипогестогнозический тип. Чаще всего этому типу сопутствуют такие типы семейного воспитания, как гипопротекция, эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств.

3. Эйфорическому типу ПКГД соответствует расширение сферы родительских чувств к ребенку, потворствующая гиперпротекция, предпочтение детских качеств.

4. Тревожный тип характеризуется высоким уровнем тревоги у беременной, что влияет на ее соматическое состояние.

5. Депрессивный тип проявляется, прежде всего, резко сниженным фоном настроения у беременных. Встречаются также эмоциональное отвержение, жестокое обращение. При этом мать испытывает чувство вины, усугубляющей ее состояние.

 

Тaк, пoзитивные мaтеринские эмoции вызывaют усилeние рocта плoда, спoкойствие и вoзрастание урoвня ceнсорного вoсприятия плoда. Ее стрecc привoдит к низкoму вecу плoда, увeличению прoцента смeртности, респирaторных инфeкций, acтмы, ослaблению кoгнитивного рaзвития.

 

Базовые перинатальные матрицы С.Грофа.

Перинатальный опыт проявляется в четырех типичных паттернах переживаний, который глубоко соответствует четырем клиническим стадиям биологического рождения, которые он и назвал базовыми перинатальными матрицами.

Биологическая основа первой перинатальной матрицы – опыт симбиотического единства ребенка и матери во время его внутриматочного существования.

Если мать сознательно вынашивает дитя, чувствует симбиотическую связь с ним, посылает ему позитивные эмоции, образы, мысли и сама чувствует себя комфортно, то ребенок воспринимает такое поведение матери как поток любви, идущего из питающего окружающего пространства и в блоках памяти бессознательной сферы, на уровне чувственного интуитивного опыта ребенок приобретает позитивный урок, приобретает интуитивное доверие к окружающему миру.

Если же мать, вынашивая ребенка, сама находится в стрессовом состоянии, имеет постоянные источники эмоционального напряжения и с ужасом думает про рождение ребенка и может быть даже допускает в мыслях варианты его смерти, то ребенок ощущает хаос и агрессию окружающего мира. Он чувствует угрозу своему существованию и поэтому интуитивно не доверяет этому миру. И очевидно, чтобы выжить активизирует дополнительные инстинкты, защищаясь от агрессии. Например, инстинкт самосохранения, особенно если он генетически является доминантным.

Позитивные аспекты первой базовой перинатальной матрицы связаны с такими возможностями человека, как умение расслабляться, радоваться жизни, философское мышление и умение впитывать и осознавать абстрактные, безграничные категории, способность к творчеству и хороший иммунитет. А так же проявление такого качества как духовность, чувство гармонии.

Негативный опыт первой базовой перинатальной матрицы приводит к или отсутствию этих способностей или к затрудненному опыту реализации таких возможностей.

Из этого следует, что опыт первой базовой перинатальной матрицы сильно зависит от материнской роли. Эта матрица самая длинная из всех, предшествующих рождению ребенка. И мать имеет колоссальные возможности выполнить столь важную задачу – выстроить базу потенциальных возможностей будущего ребенка, передать ему позитивный опыт первичного общения с окружающим материнским миром, представителем которого и является ее организм и ее психоэмоциональная сфера. Любовь, изливающаяся от матери и может стать фоном для переживания симбиотического единства и породит в блоках сознания ребенка способность к глубоким чувствам и доверие к жизни и миру.

Вторая базовая перинатальная матрица относится к самому началу биологического рождения. О приближении этого периода предупреждают «предвестники» и с первой родовой схваткой начинается период второй базовой перинатальной матрицы. Начинаются внутриматочные сокращения, ребенок ощущает маточные спазмы, изгоняющие его из утробы. Шейка матки еще закрыта или вернее только-только начинает открываться.

Обычная реакция женщин на приход первых схваток – это паника, страх, неуверенность в себе, беззащитность. Симбиотическая связь с ребенком рушится. Ребенок не чувствует поддержки, разочаровывается и пугается.

Эти страдания минимизируются при осознанном отношении женщины к родам и обучении ее некоторым приемам управления своим состояниям и сохранении контакта с ребенком. Это способствует сохранению симбиотического единства, мобилизации сил и благоприятно влияет на развитие родовой деятельности.

Если этот период проходит благополучно и тандем «мать-дитя» слаженно проходит препятствия, то это способствует благоприятному опыту ребенка в плане прохождения через трудности, принятия решения, открытости новому неизвестному

В случае же негативного прохождения через этот период формируется опыт отсутствия выхода.

 

Третья перинатальная матрица соответствует стадии, когда шейка матки уже открыта и сокращения продолжаются. В борьбе за выживание, согласно инстинкту самосохранения ребенок движется по родовому каналу. Продвигаясь, он делает поворот вокруг своей оси, облегчая себе путь. Однако, если мать недостаточно открыта родам, не расслаблена, не включена в динамику родового процесса сознательно, то ребенок испытывает сильнейшее механическое сдавливание, переживает гипоксию, удушье, теряет при этом силы и может получить сильнейшую родовую травму, которая запечатается в его блоках памяти и ослабит его иммунную систему.

При позитивном течении родов и слаженной работе системы «мать-ребенок» рождение не оставляет травмирующей печати на уровне подсознания ребенка, не лишает его позитивного опыта вхождения в новый мир. Естественно, что человек, родившийся плавно и легко имеет предпосылки также легко идти по жизни, осуществляя свой план судьбы.

Четвертая перинатальная матрица соответствует последнему этапу родов, появлению на свет ребенка. После прохождения через препятствия и пребывания в замкнутом пространстве и темноте ребенок вдруг сталкивается с ярким светом. Отсекается пуповина, соединяющая его с матерью, ребенок теряет ощущение единства с матерью и если его уносят надолго от нее, переживает шок от разрыва с питающей и знакомой окружающей средой. В этот момент может быть подкреплено разочарование, что материнская природа агрессивна, враждебна.

Если же ребенка сразу после рождения положили к груди матери, и он ощутил единство с ней в новом качестве, то инстинктивно включается сосательный рефлекс и ребенок начинает сосать грудь, получая первое, очень важное питание. И тогда симбиотическая связь ребенка и матери продолжает существовать на новом уровне, приходит к новому равновесию. Такой естественный ход событий формирует у ребенка потенциальные возможности к самореализации, адаптивности и доверие к окружающему миру.

Большое внимание уделяется развитию материнской любви у беременной женщины.

Любовь к ребенку, несомненно, находит отражение в личности женщины. Материнская любовь характеризуется специфическими ощущениями. Мать делит с ребенком свое тело, а потом и внимание, заботы, силы, сон, отдых и материальные блага. И все это не жертвы, а обретение себя. Покой ребенка, его здоровый вид, нормальное развитие, каждое новое проявление его крепнущей психики наполняют мать чувством гордого и радостного удовлетворения – это материнская забота и любовь к ребенку, которые придают значение и смысл ее жизни. Материнская любовь воспитывает чувство ответственности. Ответственность основывается на любви, развивается из этого чувства и появляется благодаря материнской любви, которая всегда была и будет самым сильным эмоциональным чувством. Любовь матери – первая и наиболее значимая сторона родительской любви. Материнская любовь приобретает исключительное значение для ребенка, особенно на начальном этапе его жизни, так как этот период является наиболее сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру.

А.И.Захаров выделяет факторы, способствующие созреванию и проявлению материнского инстинкта в виде последующей заботы о детях и любви к ним:

1. Праобраз материнства. Важность инстинкта материнства и отцовства у прародителей и родителей.

2. Желание иметь детей, установка на них. При нежелательности ребенка ни один из факторов не может «сработать», то есть материнский инстинкт может не проявиться.

3. Положительный отклик на беременность. Заранее планируемый день зачатия, ожидаемая задержка месячных, что получает адекватный положительный эмоциональный отклик.

4. Нежность к зарождающейся жизни. Первое шевеление плода создает волнующее ощущение сопричастности, желание быть с ребенком.

5. Чувство жалости и сострадания к ребенку. Первый крик новорожденного вызывает у матери чувство огромной радости, как у творца новой жизни, вместе с чувством облегчения и удовлетворения от завершения родов.

6. Чувство близости с ребенком. Первое прикладывание к груди означает первый опыт соучастия в жизни ребенка, близость чувств и непосредственность ощущений.

7. Эмоциональная отзывчивость матери. Первая улыбка в ответ на симпатию, доброжелательное, любящее отношение взрослых создает эмоциональный контакт между матерью и ребенком.

 

Исследователи выделяют факторы, депривирующие развитие и проявление материнской и отцовской любви.

К ним относятся: случайность зачатия ребенка; отсутствие желания иметь ребенка; отсутствие любви между супругами; негативный детский опыт общения с собственной матерью; наличие у матери более сильных «конкурирующих потребностей»; развод родителей, пережитый в возрасте до 9-13 лет; отсутствие заботы о ребенке с момента его рождения; наличие у матери ряда неразрешенных психологических проблем; несоответствие ребенка ожидаемому родителями образу.

В результате влияния данных факторов у женщины складывается отрицательное отношение к своей беременности, проявляющееся в том, что она не стремится защитить плод, негативно настроена на ожидание ребенка, не проявляет заботу о нем, оставаясь «глухой» к сигналам плода.

Свою «нелюбовь» при наличии нежелательной беременности женщины могут демонстрировать, согласно исследованиям Л.Б.Шнейдер (2000), следующим образом: пониженная чувствительность к шевелению плода; слабая эмоциональная реакция на факт беременности; игнорирование беременности; избегание медицинской диагностики; попытки самостоятельно прервать беременность; отвращение и брезгливость, направленные на ребенка; поведение матери совершенно не изменяется; общее психологическое напряжение; мучительные фантазии и воспоминания, связанные с ребенком; депрессия и негативный фон протекания беременности.

По сравнению с отцом мать физически более тесно связана с ребенком. Их контакт начинается с момента зачатия и укрепляется в дальнейшем. Физиологическая связь, обусловленная перинатальным периодом развития ребенка, впоследствии является основой для возникновения и установления эмоционально-чувственной связи.

Мать и ребенок взаимосвязаны в телесных ощущениях. Посредством физиологического взаимодействия она передает ребенку как осознаваемые, так и неосознаваемые психические состояния. Функции состояний заключаются в их специфическом влиянии на формирование психических свойств и протекание психических процессов, а так же во влиянии на организацию структуры личности в целом. Мать может транслировать ребенку как «позитивные» состояния (хорошее настроение, радость, спокойствие, вдохновение); свою собственную любовь, а так же любовь отца, так и «негативные» (утомление, раздражительность, гнев, досаду и др.)

Большое значение придается роли отца ребенка, как в отношении улучшения эмоционального фона беременной, так и принятия на себя ответственности за физическое и психическое здоровье своего будущего ребенка.

Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменными на протяжении многих поколений. В настоящее время стереотип мужчины, а следовательно, и отца претерпевает серьезные изменения. Идеал отца может быть очень противоречивым и включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях (смена памперсов, кормление, уход за малышом), власть отцов в семье уменьшается. Молодые отцы начинают посещать специальные курсы по подготовке к родам и родительству, иногда присутствуют при родах. Все чаще пары говорят: «МЫ беременные». Но, несмотря на все больший вклад отцов в воспитание и уход за детьми, сильно распространен стереотип о неадекватности, слабости и неумелости современных отцов. Отец по сравнению с матерью чувствует себя некомпетентным и неумелым при взаимодействии с ребенком, что порой приводит к уменьшению или даже избеганию контактов с ребенком. Поэтому на мультисемейной терапии мы применяем психологические техники направленные на преодоление установок общества на ущербность отцовской любви, вселяющие в мужчин чувство уверенности в себе. В результате выполнения упражнений женщины начинают относиться к мужчинам как к равноправным в сфере родительской любви и начинают им больше доверять. Такие занятия значительно укрепляют эмоциональную связь матери и отца с еще неродившимся ребенком.

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении. К семейной атмосфере, ее состоянию и перспективам человек чувствителен на протяжении всей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность.

С точки зрения А.Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности.

Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания.

Родители, как правило, являются для индивида значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли отчасти осознанно, а отчасти неосознанно впоследствии копируется в собственной семье: «…какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей» (А.С.Спиваковская, 2000); «…между структурами супружеских и родительских семей наблюдается прямая зависимость – супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях» (Т.И.Дымнова,1996). Поэтому важно уже в момент беременности обратить внимание будущих родителей на факт значимости их воспитания для дальнейшей жизни их ребенка.

Материнская и отцовская любовь являются составными частями целостного феномена родительской любви; они находятся в единстве, определяя родительскую любовь как некоторую целостностью.

Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе потребности в любви и привязанности, в безопасности и защите.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: