Часть I. Философия науки: общие проблемы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

 

ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

По истории и философии науки

По направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция

 

 

 

Москва

 

 

Авторы:

Пржиленский Владимир Игоревич - доктор философских наук, профессор

и.о. заведующего кафедрой философских и социально-экономических дисциплин кафедры философских и социально-экономических дисциплин.

Бучило Нина Федоровна - доктор философских наук, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин

Демина Лариса Анатольевна-доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философскихисоциально-экономических дисциплин.

 

 

Рецензенты:

 

Семенов Валерий Евгеньевич - доктор философских наук, профессоркафедры философских и социально-экономических дисциплин

 

Программа кандидатского экзамена по Истории и философии наукиодобрена на заседании кафедры философскихи социально-экономических дисциплин (протокол № 6 от29 февраля 2016 года) и утверждена на заседании Ученого совета (протокол № 124 от 28 марта 2016 года).

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина (модуль) «История и философия науки» относится к Блоку 1 базовой (обязательной) части программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Основная цель подготовки аспирантов (соискателей) заключается в формировании у обучаемых научно-исследовательской и научной-педагогической компетентности, необходимых для успешного решения задач:

- организации и управления исследовательской деятельностью;

- определения методологии и процесса разрешения сложных научно-исследовательских проблем;

- педагогической деятельности в высшей школе:

- воспитания научных кадров;

- развития юридической науки в целях борьбы с негативными явлениями в сфере правосознания российского общества.

 

В связи с этим в результате освоения дисциплины «История и философия науки» у обучающихся должны быть выработаны следующие универсальные (общекультурные) и общепрофессиональные компетенции:

-способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;

- способность осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения;

- способность реализовывать и творчески развивать личностные универсальные компетенции, применять знания истории и методологии науки в организации научных исследований в области юриспруденции;

- владеть культурой научного исследования в области юридической науки;

- осуществлять педагогическую деятельность с использованием знаний, умений и навыков в области истории, философии, психологии и педагогики.

Аспиранты (соискатели) должны знать:

- предмет истории и философии науки, ее роль в развитии науки и профессиональнойподготовке юриста;

- характеристики науки как генерации нового знания, как социального института и как особой сферы культуры;

- основные этапы развития науки и их характеристики;

- основные концепции философии науки XX-XXIвв. и модели ее развития;

- современные философские и методологические проблемы развития социально-гуманитарных наук;

- структуру и закономерности научного познания;

- формы и методы научных исследований; роль науки и техники в развитии культуры, связанные с ними современные социальные и этические проблемы; их отражение в правовой сфере.

 

Аспиранты (соискатели) должны уметь:

- применять историко-философские и методологические знания в своей профессиональной деятельности, для постановки и анализа проблем юридической науки и практики;

- использовать научные методы для выдвижения гипотез и формулировки законов на основе собранных фактов;

- осмысливать выдвигаемые концепции, проверять построение доводов, выявлять их исходные предпосылки, логику и обоснованность;

- различать научное, вненаучное и ненаучное знание;

- отстаивать собственную позицию с использованием методов научной аргументации;

 

Аспиранты (соискатели) должны владеть:

- современными формами научной коммуникации;

- методами логического и герменевтического анализа текстов;

- понятийным аппаратом историко-научного и философского осмысления проблем профессиональной деятельности;

- навыкамисамостоятельной работы с научной и учебной литературой;

- технологией создания научных текстов;

- навыками саморазвития и стремлением к профессиональному совершенствованию.

 

 

Основными формами занятий являются лекции, коллоквиумы, написание рефератов. Рекомендованная литература изучается самостоятельно. Список может быть дополнен аспирантом в соответствии с его научными интересами и темой реферата. Следует учитывать, что основной задачей курса является философско-методологическая подготовка аспирантов и соискателей к профессионально-научной деятельности.

По итогам самостоятельной работы проводятся индивидуальные и групповые собеседования и консультации. Изучение курса завершается экзаменом. Экзаменационные билеты включают два вопроса и собеседование по реферату. При изучении курса и подготовке к кандидатскому экзамену следует опираться на программы, тематику и планы коллоквиумов.

ПРОГРАММА КУРСА

Часть I. Философия науки: общие проблемы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: