Проектирование установки искусственного освещения для помещений

ВВЕДЕНИЕ

Технические специалисты в повседневной работе решают воп­росы, связанные с улучшением технологии, повышением надежности технических систем (оборудование, машины, механизмы и т.п.), безопасности жизнедеятельности (БЖД) работающих и т.д. Значи­тельное место в этом комплексе вопросов занимают решения по охране труда работающих, охране окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Обоснование этих решений, как правило, соп­ровождается проведением соответствующих расчетов. Последние направлены как на проектирование коллективных средств защиты (СКЗ) работающих от поражающих, опасных и/или вредных факто­ров,действующих в среде обитания человека, так и на прогнози­рование параметров этих факторов во времени и пространстве. Проектирование и прогнозирование в БЖД как правило состоит из трех этапов: 1 - подготовительный этап, на котором определяют исходные данные и осуществляют выбор важнейших параметров, не­обходимых в дальнейшем; 2 - расчетный этап, использующий од­ну-две методики расчета того или иного СКЗ или изменений (во времени и/или в пространстве) негативного(ых) фактора(ов); 3 -конструктивный этап, на котором по результатам расчета принимают окончательное решение инженерного и/или организационного плана с показом на соответствующих чертежах.

Поэтому при изучении дисциплины "БЖД" студентами в ТГТУ наряду с лекциями и лабораторными занятиями проводятся прак­тические занятия и выполняется курсовая работа (КР). Последние предназначены для закрепления теоретических знаний студентов по различным темам дисциплины и приобретения умения как расс­читывать (в том числе с помощью ПЭВМ и ЭКВМ) СКЗ работающих, так и прогнозировать возможные неблагоприятные ситуации в сре­де обитания человека. На проведение практических занятий по дисциплине "БЖД" отводится 16...18 аудиторных часов, а на вы­полнение КР - 17...20 часов самостоятельной работы в зависи­мости от профессионального направления и специальности студен­та. Перечень тем практических занятий и темы КР, обязательных для выполнения студентами, устанавливается рабочей программой этой дисциплины по каждому профессиональному направлению и каждой специальности. Лектор доводит их до сведения студентов на первом занятии, а также указывает методики проведения практических занятий и выполнения КР. При этом он сообщает им не-


_ 4 -

обходимую учебно-методическую литературу и документацию по этим видам учебных занятий.

В данном учебном пособии написаны: введение - проф. к.т.н. С.А. Бережным: раздел 1 - проф. к.т.н. С.А. Бережным и ст.преп. к.т.н. Н.С. Любимовой; раздел 2 - доц. к.т.н. Н.В. Стрельниковым и доц. к.т.н. Ю.И. Седовым; раздел 3 - доц. к.т.н. E.А. Васильевой; раздел 4 - доц. к.т.н. В.А. Мартемь-яновым; раздел 5 - проф. к.т.н. С.А. Бережным и ст.преп. к.т.н. Н.С. Любимовой; раздел 6 - проф. к.т.н. С.А. Бережным, доц. к.т.н. Ю.И. Седовым и ст. преп. Н.С. Любимовой; раздел 7 - проф. к.т.н. С.А. Бережным; раздел 8 - проф. к.т.н. С.А. Бе­режным и доц. Б.С. Аксеновым; раздел 9 - доц. к.т.н. Ю.И. Со­рокиным; раздел 10 - проф. к.т.н. С.А. Бережным, ст. преп. к.т.н. Н.С. Любимовой и доц. к.т.н. Ю.И. Седовым; приложение -проф. д.м.н. В.В. Романовым. При этом каждый раздел состоит из четырех подразделов: первый - методика проектирования, расчета или прогнозирования; второй - задание на расчет или прогнози­рование; третий - методические указания по выполнении заданий и анализа результатов расчета или прогнозирования; четвертый -конструктивные решения по результатам расчета. Такое построе­ние разделов облегчит работу студентов при выпонении практи­ческих занятий, КР и раздела "Безопасность и экологичность" выпускной аттестационной работы будущего бакалавра и дипломно­го проекта будущего инженера.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПОМЕЩЕНИЙ

Чтобы спроектировать такую осветительную установку, необ­ходимо выполнить светотехнический и электротехнический расче­ты. Светотехнический расчет ведут с целью определения потреб­ного количества светильников и правильного их размещения в по­мещении. Для этого применяют три метода расчета: удельной мощности, светового потока и точечный [1,2]. Метод удельной мощ­ности является методом приближенного расчета. Он применяется для предварительного определения мощности осветительной уста­новки и числа светильников, необходимых для создания требуемо­го уровня освещенности по СНиП II-4-79. СН 512-78 или СанПиН [3...5]. Если не требуется большой точности расчета,


- 5 -

то его применяют и для окончательного расчета. Этот метод не может быть применен для расчета локализированного освещения, освещения наклонных и вертикальных поверхностей и помещений с площадью менее 10 м. Метод светового потока является более точным, чем метод удельной мощности. Он применяется для расче­та равномерного общего освещения помещения при освещенности только в горизонтальной плоскости.

Точечный метод применяется для расчета локализированного, местного и комбинированного освещения, освещения наклонных вертикальных поверхностей, а также для проверки освещенности Е в точках помещения. Он кропотлив и более сложен, чем метод светового потока; более точен и применим при любом расположе­нии светильника и поверхности. Чаще всего его применяют для определения Е в какой-либо точке (например, в точке А) при конкретном размещении светильников (отраженный свет от стен, потолка и пола является ничтожным).

Электротехнический расчет ведут с целью выбора источника питания, как правило, напряжением 220 В, магистральных и груп­повых щитков и расчета осветительной сети (по расчетному току нагрузки, по потере напряжения, по механической прочности) и ее защиты. Он выполняется инженерами-электриками по методикам, изложенным в главах 10...13 книги [I], в подразделе 10.3 книги [2] или в электротехническом справочнике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: