double arrow

Виды наводнений в зависимости от причин возникновения и характера проявления

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий в системе подготовки личного состава дежурных караулов

 

Тема № 3 Проведение аварийно-спасательных работ при наводнениях. Спасательные работы на воде. Средства спасения.

Виды и причины возникновения наводнений. Основные характеристики поражающих факторов и экстремальных условий при наводнениях. Организация и технология ведения поисково-спасательных работ.

 

 

Вид занятия: теоретический. Отводимое время: 2 часа

 

Цель занятия:

- обучаемые должны знать: особенности и методику проведения аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций на воде.

 

1.Литература, используемая при проведении занятия:

- Справочник спасателя. Книга 4. «Спасательные работы при ликвидации последствий наводнений, затоплений и цунами» - ВНИИ ГОЧС. М., 2006

2. Развернутый план занятия.

  № п/п   Учебные во­просы (вкл. контроль занятий) Время (мин) Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспече­ние (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса
1.   Проверка готовности л/с к занятиям.   Проверка готовности личного состава к занятиям. Объявление темы и целей занятия.
2.   Виды и причины возникновения наводнений   Наводнение – это значительное затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровых нагонов воды, а также при заторах, зажорах и иных явлениях. Наводнение является опасным природным явлением, возможным источником чрезвычайной ситуации, если затопление водой местности причиняет материальный ущерб, наносит урон здоровью населения или приводит к гибели людей, сельскохозяйственных животных и растений. По повторяемости, площади распространения и суммарному среднегодовому материальному ущербу наводнения на территории Российской Федерации занимают первое место в ряду стихийных бедствий, а по количеству человеческих жертв и удельному материальному ущербу (приходящемуся на единицу поражённой площади) – второе место после землетрясений. Реки отличаются друг от друга различными условиями формирования стока воды (сток воды – количество воды, протекающей через замыкающий створ реки, за какой-либо интервал времени). По условиям формирования стока и возникновения наводнений реки Российской Федерации подразделяются на четыре типа (табл. 1).   Таблица 1 Типы рек Российской Федерации в зависимости от условий формирования максимального стока
Условия формирования максимального стока Районы распространения на территории РФ
Весеннее таяние снега на равнинах Европейская часть РФ и Западная Сибирь
Таяние горных снегов и ледников Северный Кавказ
Выпадение интенсивных дождей Дальний Восток и Сибирь
Совместное влияние снеготаяния и выпадения осадков Северо-западные районы РФ

 

Многообразие наводнений можно свести к пяти обобщающим группам, объединяющим различные наводнения по причинам возникновения и характеру проявления (табл. 2).

В пределах Российской Федерации преобладают наводнения первых двух видов (около 70 – 80 % всех случаев). Они встречаются на равнинных, предгорных и горных реках, в северных, и южных, западных и восточных районах страны. Остальные три вида наводнений имеют локальное распространение.

Классификация наводнений в зависимости от масштаба их распространения и повторяемости представлена в табл. 3.

Таблица 2

Виды наводнений в зависимости от причин возникновения и характера проявления

Виды наводнений Причины возникновения Характер проявления
Половодье Весеннее таяние снега на равнинах или весенне-летнее таяние снега и дождевые осадки в горах Повторяются периодически в один и тот же сезон. Характеризуются значительным и длительным подъемом уровней воды
Паводок Интенсивные дожди и таяние снега при зимних оттепелях Отсутствует четко выраженная периодичность. Характеризуется интенсивным и сравнительно кратковременным подъемом уровня воды
Заторные, зажорные наводнения (заторы, зажоры) Большое сопротивление водному потоку, на отдельных участках русла реки, возникающее при скоплении ледового материала в сужениях или излучинах реки во время ледостава (зажоры) или ледохода (заторы) Заторные наводнения образуются в конце зимы или начале весны. Они характеризуются высоким и сравнительно кратковременным подъемом уровня воды в реке. Зажорные наводнения образуются в начале зимы и характеризуются значительным (но менее чем при заторе) подъемом уровня воды и более значительной продолжительностью наводнения
Нагонные наводнения (нагоны) Ветровые нагоны воды в морских устьях рек и на ветреных участках побережья морей, крупных озер, водохранилищ Возможны в любое время года. Характеризуются отсутствием периодичности и значительным подъемом уровня воды
Наводнения (затопления), образующиеся при прорывах плотин Излив воды из водохранилища или водоема, образующийся при прорыве сооружения напорного фронта (плотины, дамбы и т.п.) или при аварийном сбросе воды из водохранилища, а также при прорыве естественной плотины, создаваемой природой при землетрясениях, оползнях, обвалах, движении ледников Характеризуются образованием волны прорыва, приводящей к затоплению больших территорий и разрушению или повреждению встречающихся на пути её движения объектов (зданий, сооружений и др.)

 

3.   Основные характеристики поражающих факторов и экстремальных условий при наводнениях.   Главные характеристики потока воды приведены в табл. 4. При наводнении возможно возникновение вторичных поражающих факторов: пожаров (вследствие обрывов и короткого замыкания электрических кабелей и проводов); обрушения зданий, сооружений (под воздействием водного потока и вследствие размыва основания); заболеваний людей и сельскохозяйственных животных (вследствие загрязнения питьевой воды и продуктов питания) и др. Здания, периодически попадающие в зону затопления, теряют капитальность: гнилью повреждается дерево, отваливается штукатурка, выпадают кирпичи, подвергаются коррозии металлические конструкции, из-за размыва грунта под фундаментом происходит неравномерная осадка зданий и, как следствие, появляются трещины.   Таблица 4 Характеристика основного поражающего фактора наводнений
Основной поражающий фактор Характеристика основного поражающего фактора Единицы измерения характеристики
Поток воды Максимальный уровень воды за время наводнения (в рассматриваемом створе реки) м или см
Максимальный расход воды за время наводнения (в рассматриваемом створе реки) м 3 /с
Скорость течения (в рассматриваемом створе реки) м/с
Площадь затопления местности км 2
Продолжительность затопления местности недели, сутки, часы
Повторяемость величины максимального уровня воды годы, месяцы
Обеспеченность максимального уровня воды %
Температура воды во время наводнения градусы Цельсия
Время начала (сезон) наводнения месяц, дата
Скорость подъема (интенсивность подъема) уровня воды за время наводнения м/ч, см/ч
Слой (глубина) затопления местности в рассматриваемой точке м, см

 

      Основными особенностями обстановки, возникающей при наводнениях, являются: разрушительный характер чрезвычайной ситуации, быстрое нарастание параметров поражающих факторов, ограниченные сроки выживания пострадавших, оказавшихся под их воздействием; сложность доступа к пострадавшим, необходимость применения для этого специальных плавучих средств, а также сложные погодные условия (проливные дожди, ледоход, сели и т. п.). Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях наводнений являются поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления, в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки. 4. Организация и технология ведения поисково-спасательных работ.   Успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий наводнений достигается: • проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления и подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ; быстрым реагированием на возникновение стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств, организацией эффективной разведки и развертывания системы управления; • применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов; Спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают: • поиск пострадавших; • обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших; • оказание пострадавшим первой медицинской помощи; • эвакуацию пострадавших из опасной зоны. Неотложные аварийные работы при ликвидации последствий наводнений включают: • укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов; • сооружение водоотводных каналов; • ликвидацию заторов и зажоров; • оборудование причалов для спасательных средств; • защиту и восстановление дорожных сооружений; • восстановление энергоснабжения; • локализацию источников вторичных поражающих факторов. Основными способами защиты людей от поражающих факторов наводнений являются эвакуация населения из затапливаемых районов, размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушенных сооружений и участках местности. В зависимости от места расположения населенного пункта, времени до начала его затопления, состояния транспортных коммуникаций и других факторов эвакуация может проводиться немедленно до получения сигнала о возможном затоплении данной территории или только при непосредственной угрозе затопления, пешим порядком или с использованием транспортных средств. Кроме эвакуации населения также организованно может проводиться вывоз сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей. Эффективность эвакуации как способа защиты населения при наводнениях зависит главным образом от своевременного предупреждения об опасности, степени подготовленности населения и маршрутов. С этой целью в зонах возможных затоплений создается система оповещения населения, заблаговременно доводится информация о месте расположения населенных пунктов относительно возможной опасной зоны и маршрутах эвакуации, с населением и эвакоорганами проводятся тренировки по практической отработке вопросов эвакуации, в том числе самостоятельного выхода людей на не затапливаемую территорию. Помимо непосредственного воздействия водного потока угрозу для жизни и здоровья людей представляют аспирация (попадание в дыхательные пути) воды, длительное пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения, особенно – выход из строя систем водоснабжения и канализации. При продолжительном вынужденном пребывании людей в воде с пониженной температурой наступает гипотермия (переохлаждение) тела. При попадании человека в воду переохлаждение возможно даже при относительно высокой температуре (табл. 5).   Таблица 5 Время безопасного пребывания человека в воде
Температура воды, °С Время безопасного пребывания, мин
  420-540
5-15 10-270
2-3 10-15
До 2 5-8

Размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушаемых сооружений и участках местности применяется в тех случаях, когда высокая скорость водного потока обусловливает её быстрый приход в населенные пункты и (или) население не может быть эвакуировано в безопасный район. В этом случае проведение таких защитных мероприятий, как правило, требует в дальнейшем осуществления спасательных работ по эвакуации людей из мест временного размещения в опасной зоне. При этом следует иметь в виду, что население может использовать в качестве места временного пребывания (укрытия) и верхние части деревьев.

Решение на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнении, принимается на основе данных разведки, которая при наводнениях организуется для выявления обстановки в районах бедствия с целью максимального уменьшения ущерба.

Главными задачами разведки при наводнениях являются:

• определение границ затопления;
• контроль динамики развития наводнения;
• установление мест нахождения нуждающихся в помощи людей и сельскохозяйственных животных;
• выявление материальных ценностей, подлежащих вывозу из зоны бедствия;
• выбор и разведка маршрутов эвакуации людей, животных и материальных ценностей плавсредствами, оборудование причалов;
• выбор и оборудование площадок для приземления вертолетов в районе бедствия.

Для выполнения аварийно-спасательных работ назначаются подразделения войск гражданской обороны, поисково-спасательных отрядов (служб), усиленные переправочно-десантными средствами. Для выполнения других неотложных работ, с учетом их характера, назначаются инженерные, инженерно-технические, дорожные подразделения и формирования.

При поиске и спасении пострадавших, находящихся в воде и на затопленных территориях, должны широко использоваться авиационные технологии с применением самолетов и вертолетов.

Применение тех или иных технологий ликвидации заторов (зажоров) льда и обвалов зависит от масштабов наводнений и связанных с ними последствий. Основным способом разрушения ледяного покрова, ликвидации заторов (зажоров) льда, а также обвалов горных пород являются взрывны. Работы выполняются пиротехническими подразделениями, оснащенными плавсредствами и транспортом, оборудованными для доставки взрывчатых веществ и средств взрывания. При катастрофических наводнениях, особенно на крупных реках Севера и Северо-востока России, текущих с юга на север, практикуется разрушение ледяного покрова, заторов и зажоров льда с использованием бомбардировочной авиации.

Мероприятия по предупреждению наводнений и ликвидации их последствий предусматриваются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

Организация взаимодействия сил ликвидации, последствий наводнений и катастрофического затопления территорий является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

5. Подведение итогов занятия.   Подведение итогов занятия. Закрепление изученного материала. Окончание занятия.

3. Пособия и оборудование, используемые на занятии: методический план проведения занятий.

4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к сле­дующему занятию: изучить правила охраны труда при проведении АСР.

 

«» ______________ 2017 г.

 

Руководитель занятий:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: