Законодательство о труде и охране труда является основой управления охраной труда. Оно включает в себя целый ряд законов, основными из которых являются Федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ" и Трудовой кодекс (2002 г.). Оба федеральных закона направлены на обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Согласно Федеральному закону "Об основах охраны труда в РФ", каждый гражданин Российской Федерации имеет право:
• на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
• на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;
• на получение достоверной информации от работодателя, государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных и травмоопасных производственных факторов;
• на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;
• на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных актов об охране труда за счет средств работодателя.
Права работников на охрану труда детализированы в Трудовом кодексе РФ. Это, в частности, касается режимов труда и отдыха, льгот женщин и лиц, моложе 18 лет, льгот и компенсаций при вредных (и) или опасных работах, организационных мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний и травматизма. В Трудовом Кодексе РФ вопросы охраны труда нашли отражение в целом ряде разделов, таких как "Общие положения", Социальное партнерство в сфере труда", "Трудовой договор", "Рабочее время", "Время отдыха ", "Трудовой распорядок. Дисциплина труда", "Охрана труда", "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников", "Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства".
В разделе "Общие положения" констатируется, что каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на отдых; на обязательное социальное страхование; на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; на судебную защиту своих трудовых прав и др.
При поступлении на работу следует помнить основные положения раздела "Трудовой договор", согласно которым в указанном документе должны быть представлены характеристики условий труда, компенсации и льготы (в случае тяжелых, вредных и (или) опасных работ), режим труда и отдыха (если они отличаются от общепринятых в организации), виды и условия социального страхования. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет (возможно заключение договора с лицами, достигшими 15 лет, в случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствие с федеральным законом общеобразовательного учреждения. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения).
Согласно статьям раздела "Охрана труда"идя всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. При работе с вредными и (или) опасными условиями труда работодатель обязан обеспечить обучение поступающих на работу безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также проведение периодического обучения по охране труда с проверкой знаний в течение всего периода работы.
В этом же разделе зафиксированы обязанности работника и работодателя в области охраны труда. Каждый должен знать, что работник обязан:
• нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;
• правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
• проходить обучение методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда с проверкой знаний требований охраны труда;
• немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
• проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и предусмотрено Приказом Минздрава России ввиду того, что ваша работа является тяжелой, опасной или вредной). Следует иметь в виду, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры для определения при годности их к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.
В разделе "Трудовой распорядок. Дисциплина труда" отмечается, что само понятие "дисциплины труда" включает в себя выполнение работниками требований Трудового кодекса РФ (в том числе по вопросам охраны труда), а их нарушение влечет за собой наложение на виновных дисциплинарной ответственности от замечания и выговора до увольнения с работы.
Если вам еще нет 18 лет, то следует обратить внимание на содержание главы "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет" раздела "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников", где рассмотрены льготы и ограничения, связанные с вопросами охраны труда, которые предусмотрены для данной возрастной категории.
Так, например, запрещается применение труда лиц моложе 18лет на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни.
Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.
Лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра и, кроме того, подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру за счет средств работодателя.
В главе "Коллективные договора и соглашения"раздела "Социальное партнерство в сфере труда" говорится о возможности включения в договор взаимных обязательств работодателя и работников, касающихся улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и подростков. В том же разделе отмечается право работников на участие в разработке и принятии коллективного договора (глава "Участие работников в управлении организацией"). Согласно последней каждый работник может вносить свои предложения по улучшению условий и охраны труда в своем подразделении и, в частности, на своем рабочем месте.
В современных условиях значительную роль в обеспечении охраны труда играет принятый в 1998 г. Закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которым страховые тарифы могут корректироваться страховщиком. Величина страховых тарифов согласно Федеральному закону "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год" обусловлена классом профессионального риска отраслей экономики и может розниться более чем в 40 раз. Согласно этому закону работники должны быть застрахованы независимо от формы собственности предприятия (организации) и таким образом иметь право на возмещение ущерба, причиненного здоровью при исполнении трудовых обязанностей.
Нормативные подзаконные акты по охране труда включают в себя документацию целого ряда ведомств (рис. 3). Наиболее информативноемким видом указанной нормативной документации является система стандартов безопасности труда (ССБТ).
ССБТ — одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы в ГСС — 12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по охране труда, в том числе санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, числе многочисленных норм и правил по технике безопасности производственной направленную на обеспечение безопасности труда. ССБТ является нормативно-технической основой перехода от техники безопасности к малоопасной технике.
Рис. 3. Виды нормативных подзаконных актов, содержащих государственные требования по охране труда
Эта система позволила стандартизировать требования безопасности путем введения раздела Требования безопасности" во все виды проектной документации (ГОСТы, ОСТы, ТУ) на серийно выпускаемую продукцию, а также в конструкторскую и технологическую документацию на ее изготовление. ССБТ включает в себя несколько подсистем (рис. 4).
Стандарты подсистемы 0 устанавливают цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности. Большую часть этой подсистемы составляют входящие в нее стандарты предприятий (СТП) и отраслевые стандарты (ОСТ).
Рис. 4. Структура ССБТ |
Стандарты подсистемы 1 устанавливают требования по видам травмоопасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые их значения; методы и средства защиты работающих от их воздействия; методы контроля уровня указанных факторов.
Стандарты подсистемы 2 устанавливают общие требования безопасности к отдельным видам производственного оборудования; методы контроля этих требований.
Стандарты подсистемы 3 устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности.
Стандарты подсистемы 4 устанавливают общие требования безопасности к средствам защиты.
Стандарты подсистемы 5 устанавливают общие требования безопасности к зданиям и сооружениям.
В ССБТ принята система обозначений, показанная на рис. 5.
Например, ГОСТ 12.2.017-93 "Требования безопасности к кузнечно-прессовому оборудованию" относится к подсистеме 2 (производственное оборудование), где он фигурирует под номером 17 и утвержден в 1993 г.
Объектами стандартизации на предприятии являются: организация работ по охране труда, контроль состояния условий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда, организация обучения и инструктажа работающих по безопасности труда, организация контроля за безопасностью труда.
Государственное управление охраной труда в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в РФ" осуществляется органами законодательной и исполнительной власти, а также специально уполномоченным органом, которым является Минтруд России. Подразделения по охране труда есть во всех органах исполнительной власти субъектов федерации и, в частности, в территориальных подразделениях Минтруда.
Органы местного самоуправления согласно Закону "О местном самоуправлении в РФ" обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.
Функциональными органами управления является ряд Федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.
Стратегические разработки в области охраны труда, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры. В современных условиях значительную роль в реализации управления охраной труда играет система федеральных органов управления в области финансов.
Межведомственная комиссия по охране труда Минтруда России координирует работу по охране труда министерств и ведомств, определяет первоочередные задачи в этой области, разрабатывает соответствующие программы работ. В ее состав входят как представители министерств и ведомств, так и крупные специалисты по охране труда.
Важнейшей функцией системы управления является контроль. Применительно к охране труда он реализуется через государственный надзор и ведомственный контроль. Основным органом государственного надзора и контроля является Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) при Минтруда России. В ее подчинении находятся государственные инспекции труда субъектов РФ и Межрегиональные инспекции. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.
Надзор и контроль за правильностью устройства и эксплуатации грузоподъемных кранов, сосудов под давлением и других систем повышенной опасности, а также за безопасностью ведения работ при разработке полезных ископаемых возложен на Федеральный горный и промышленный надзор РФ (Госгортехнадзор).
Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и тепло использующих установок, осуществляют органы Государственного энергетического надзора (Госэнергонадзор Минэнерго).
Государственный санитарноэпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Минздрава России (Госсанэпидемнадзор).
Государственный надзор за соблюдением правил эксплуатации установок, являющихся источниками ионизирующих излучений, осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор).
Рис. 5. Система обозначений в ССБТ
Надзорные функции выполняет также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы, так же как и Рострудинспекция, построены по территориальному принципу. Представители указанных ведомств имеют право беспрепятственного доступа на подведомственные объекты; на получение от органов исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всей необходимой для их работы информации; выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным законодательством РФ об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.
Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию о всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.
На предприятиях, как правило, действуют системы управления охраной труда (СУОТ), одна из которых представлена на рис. 7.
В работе СУОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений, занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и ряд других. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) охраны труда. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.
Виды контроля условий труда на предприятии многообразны.
Внеплановые проверки (оперативный контроль) реализуются службой охраны труда в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика (ОГМ), отдел главного энергетика (ОГЭ), подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует целевые и комплексные проверки (плановый контроль).
Рис. 7. Структурная схема системы управления охраной труда на предприятии.
В первом случае проводится контроль определенного вида производственного оборудования или средств коллективной защиты (например, систем вентиляции или освещения). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.
Согласно "Рекомендациям по организации работы службы охраны труда в организации" Минтруда России (2000 г.), в масштабах отдельного производственного участка проводятся комплексные проверки. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом охраны труда, представители которого также принимают участие в их проведении.
Аттестационный контроль это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только приборы, указанные в этих документах и прошедшие госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.
При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной защиты также контролируется не только их наличие, но и соответствие установленным требованиям безопасности.
При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения и инструктажа. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда. С учетом результатов аттестации рабочих мест, а также деятельности работодателя в области охраны труда соответствующие службы (сертификационные центры) выдают либо не выдают сертификат соответствия. В перспективе эти данные будут учитываться при начислении страховых платежей, которые можно будет как увеличивать, так и уменьшать в пределах 40 % по отношению к установленному классу риска, к которому относится предприятие. Организация этой работы возложена на органы государственной экспертизы условий труда.
Контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда (выборочный контроль) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин. Осуществление этого вида контроля возложено на государственную экспертизу условий труда, которая работает во взаимодействии с органами Госгортехнадзора, Госсанэпидемнадзора, Атомнадзора и рядом других.
По результатам контроля условий труда и охраны труда, включая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведется планирование работ, направленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные — направлены на ликвидацию последствий разного рода аварий.
Стимулирование работ по охране труда предусматривает поощрение работников за выполнение требований охраны труда. Возможны доплаты к заработной плате, а также премии.
Оценка условий труда и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь.
Важнейшими критериями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициенты частоты, тяжести несчастных случаев, а также смертельных исходов (Кч, Ат, Аси). Анализ динамики изменения приведенных коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период.
Ниже представлены значения Кч и Кск для некоторых отраслей промышленности по данным за 2001 г. [2].
Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном постановлением Минтруда России в октябре 2002 г. В соответствии с этим положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (включая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т. п. перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни.
К ним относятся: травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, полученные: при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо на личном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях.
Если несчастный случай на производстве произошел с застрахованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).
Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в нее представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Пострадавший может принять участие в расследовании происшедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н-1 в двух экземплярах, для застрахованных — в трех. При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на 1 день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности. Он утверждается руководителем организации и заверяется печатью.
Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего в этом случае составляется специальный акт о расследовании группового несчастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение.
Если при расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным, комиссией установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью содействовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахованным органа комиссия определяет степень его вины (в процентах). В этом случае размер страховых выплат соответственно понижается (максимально на 25 %).
Обеспечение нормальных условий труда ведется подразделениями, отвечающими за эксплуатацию систем вентиляции, отопления, кондиционирования, освещения. ОГМ и ОГЭ или выполняющие их функции службы решают указанную задачу путем совершенствования оборудования, ОГТ — технологических процессов. На крупных предприятиях улучшением условий труда занимаются санитарно-промышленные лаборатории. Возможно привлечение специализированных организаций. Обеспечение безопасности оборудования возложено на ОГМ и ОГЭ (или выполняющие их функции службы), а также на механиков и энергетиков подразделений. Обеспечением безопасности производственных процессов занимается ОГТ, средств коллективной защиты — подразделения, ответственные за их эксплуатацию; зданий и сооружений — отделы (управления) капитального строительства и отделы эксплуатации (ОЭ).
Роль в СУОТ служб охраны труда определена в Рекомендациях по организации их работы Минтруда России (2000 г.). Главными из них являются:
• организация и координация работы по охране труда на предприятии;
• контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятий;
• совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в РФ" служба охраны труда должна организовываться на предприятии, численность работающих на котором более 100 человек.
Обучение работающих безопасности труда должно вестись при профессиональной подготовке независимо от ее формы (вуз, ССУЗ, колледж, обучение непосредственно на производстве), в рамках системы инструктажей и при повышении квалификации. Работники рабочих профессий, согласно Порядку обучения по охране труда и проверки знаний работников организации (утвержден Минтруда России в 2003 г.), проходят указанное обучение и проверку знаний в течение первого месяца после назначения на опасные и (или) вредные работы. Недобросовестные работодатели (особенно физические лица) часто экономят на указанных мероприятиях, что приводит к трагическим последствиям.
Согласно тому же Порядку, при назначении на должность руководителей и специалистов, они должны в течение месяца пройти обучение по охране труда с проверкой знаний, а раз в три года пройти очередную проверку знаний, В случае изменения технологического процесса, замены оборудования, изменения нормативных правовых актов по охране труда, а также после аварий и травм в подразделении должна быть проведена внеочередная проверка знаний руководителя.
Согласно Порядку предусмотрено проведение пяти видов инструктажа. При поступлении на работу отдел охраны труда проводит вводный инструктаж.
Как уже говорилось, перед первичным допуском к работе все принятые на нее непосредственно на рабочем месте проходят первичный инструктаж по охране труда. Рабочие допускаются к самостоятельной работе только после проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.
После начала самостоятельной работы все работники не реже чем раз в полгода проходят повторный инструктаж.
Внеплановый инструктаж проводят в следующих случаях:
— при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
—при нарушении работающими требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
—по требованию органов надзора;
—при перерывах в работе — для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, — более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ — на 60 дней.
Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т. п.); ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсий на предприятии.
Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель). Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.
О проведении первичного, повторного, внепланового инструктажей, стажировки, о допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (форма журнала установлена ГОСТ 12.0.004—90) и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения. Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т. п., фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.
Важным элементом обучения по охране труда является требование Трудового кодекса РФ о разработке и утверждении работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации инструкций по охране труда. Разработчиков инструкций определяет работодатель. Учет наличия и контроль за своевременностью пересмотра инструкций производится службой охраны труда.
Министерствами и ведомствами по согласованию с соответствующими профсоюзными органами, а в необходимых случаях и с соответствующими органами государственного надзора могут утверждаться типовые инструкции по охране труда для рабочих основных профессий.
Из других задач СУОТ следует отметить обеспечение режимов труда и отдыха, санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания, ответственность за решение которых возложена Федеральным законом "Об основах охраны труда в РФ" на работодателя. Режимы труда и отдыха должны быть зафиксированы в правилах внутреннего трудового распорядка.
Требования к санитарно-бытовому обслуживанию определены СНиП 2.09.04—87, устанавливающими требования к устройству гардеробных, помещений для спецодежды, душевых, умывальников, курительных и т. п.
Лечебно-профилактическое обслуживание предусмотрено для лиц, занятых на вредных работах, где существует вероятность развития профессиональных заболеваний. Для этих категорий работающих предусмотрена бесплатная выдача по установленным нормам лечебно-профилактического питания либо молока (или равноценных продуктов).
С 2003 г. введен ГОСТ Р 12.0.006-02 "ССБТ. Общие требования к управлению охраной труда в организации", установивший единый подход к созданию СУОТ с учетом действующих в стране рыночных отношений.
Принципиально новым здесь является определение политики организации в области охраны труда, что в свою очередь связано с выявлением наиболее существенных воздействий в производственном цикле на условия и охрану труда. Возможно рассмотрение альтернативных технологических процессов со сравнительным анализом рисков аварий и травм в каждом случае. Исходя из этого определяются приоритетные направления улучшения условий и охраны труда, составляются планы работ со сроками реализации отдельных этапов с назначением ответственных за внедрение и функционирование СУОТ, устанавливаются методы контроля ее эффективности и порядок коррекции, а при необходимости и изменение политики в области охраны труда.
Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека факторов среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" (1993 г.) и в Законе РФ "О защите прав потребителей" (1992 г.).
Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (2002 г.). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел закона "Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды" устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Размер платы зависит от того, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответствующими государственными органами пределах или нет). В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство природных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т. д.).
Закон устанавливает также принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда. Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" (1999 г.), Федеральный закон "Об экологической экспертизе" (1995 г.), Закон РФ "Об использовании атомной энергии" (1995 г.), Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (1998 г.).
Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные нормы и правила Минздрава России (СанПиНы), выполнение которых обеспечивает необходимое качество природных компонентов (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя России, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора России, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы (ОВД) МПР России, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т. д.
Основным видом нормативных правовых актов окружающей среды является система государственных стандартов "Охрана природы". Эта система имеет номер 17 в ГСС. Первоначально она состояла из 10 комплексов, каждый из которых (кроме комплекса с шифром 0) включал шесть групп стандартов.
Содержание групп стандартов определяется их наименованием:
Шифр Наименование группы стандартов
0 Основные положения
1 Классификация, терминология
2 Нормативы воздействия
3 Правила охраны природы;
4 требования к организации работ
5 Методика измерений
6 Специальные требования к средствам охраны природы
7 Требования к метрологическому обеспечению
В системе стандартов "Охрана природы" принята система обозначений, показанная на рис. 10.
Например, если мы хотим найти стандарт на правила определения допустимых выбросов (ПДВ), необходимо искать его в системе 17, комплексе 2, группе 3, где и находим его: это ГОСТ 17.2.3.02-78.
Отраслевая нормативная документация и документация предприятий по охране окружающей среды включают в себя соответственно ОСТы, СТП, руководящие документы (РД), положения и т. п.
Управление охраной окружающей среды в РФ осуществляется органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и специально уполномоченными органами, главным из которых является Министерство природных ресурсов РФ (МПР России). На МПР возложены выработка и проведение природоохранной политики в стране, координация соответствующих работ в отраслях и ведомствах, проведение экологической экспертизы, проведение экологического контроля и некоторые другие обязанности. МПР также обеспечивает рациональное природопользование (добыча полезных ископаемых, использование вод), государственный экологический контроль за охраной и рациональным использованием поверхностных и подземных вод, а также воды в системе хозяйственного водопользования. Ведомство имеет территориальные органы.
Выбросы в атмосферу и гидросферу могут привести к экологическим катастрофам, поэтому большая роль в их предотвращении и ликвидации последствий принадлежит МЧС России. Таможенный комитет предотвращает ввоз в Россию растений и животных, опасных для флоры и фауны страны.
Управление охраной окружающей среды в субъектах федерации, в краях, областях и городах осуществляется органами представительной (законодательные собрания, городские думы и т. п.) и исполнительной (правительства, мэрии и т. п.) власти.
Органы государственного экологического контроля включают в себя органы исполнительной власти, службу контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР России, а также Госатомнадзор России, Федеральную службу земельного кадастра России, Минздрав России (одна из функций которого — проведение санитарно-эпидемиологического надзора) и некоторые другие, осуществляющие государственный контроль в достаточно узком направлении (защита окружающей среды от воздействия объектов атомной энергетики, охрана и рациональное использование рыбных ресурсов и т. д.). Представители этих органов имеют право давать обязательные для выполнения предписания, привлекать к административной ответственности должностных лиц, нарушивших природоохранное законодательство, направлять в суд иски на возмещение природе ущерба и многое другое.
Важнейшим надзорным органом по охране окружающей среды и рациональному природопользованию является природоохранная прокуратура. В ряде субъектов федерации имеется экологическая милиция. Важную роль в обеспечении требований природоохранного законодательства играют суды.
Ведомственный экологический контроль осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств (при их наличии), а на предприятиях — службы производственного контроля, которые следят за выполнением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Общественный экологический контроль проводится профсоюзными организациями. В коллективных договорах предусматриваются мероприятия, направленные на охрану окружающей среды. Кроме того, этот вид контроля осуществляют и другие общественные организации.
Особой формой экологического контроля является мониторинг окружающей среды. Различают следующие виды мониторинга:
— глобальный, проводимый на всем земном шаре или в пределах материков;
— национальный, проводимый на территории одного государства;
— региональный, проводимый на большом участке территории одного государства или сопредельных участках нескольких государств;
— локальный, проводимый на сравнительно небольшой территории (города, водного объекта, района, крупного предприятия и т. п.).
В РФ осуществление мониторинга возложено на Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В системе наблюдения за состоянием атмосферы, морских вод, земли и почв, растительного и животного мира, поверхностных вод суши, подземных вод и вод водохозяйственных систем, а также геологической среды и минерально-сырьевых ресурсов задействовано МПР России, а также Федеральная служба России по геодезии и картографии.
Учет статистических форм отчетности предприятий и организаций (№ 2 ТП (воздух), № 2 ТП (водхоз), № 2 ТП (опасные отходы)) ведет Госкомстат России.
Организация работ по охране окружающей среды на предприятиях и в организациях осуществляется, как правило, одной из служб главных специалистов (ОГМ или ОГЭ). Чаще всего это служба, отвечающая за эксплуатацию вентиляционных систем. Возможно создание специальной службы по охране окружающей среды. При любом варианте организации работ подразделение, ответственное за их проведение, контролирует выполнение законодательства по охране окружающей среды на предприятии, проводит инвентаризации источников выбросов и сбросов, а также энергозагрязнений.
Важнейшим направлением работ служб, на которые возложен производственный контроль за соблюдением санитарных правил, отвечающих за экологическую безопасность прилегающих к предприятию селитебных зон, является экологический аудит. Он включает в себя оценку уровня загрязнения атмосферы, гидросферы и почв, а также состояния газопылеулавливающих систем, систем очистки воды, шумоглушения и т. п.
С 1999 г. в РФ введены в качестве стандартов России комплекс международных стандартов ИСО серии 14000 "Система управления качеством окружающей среды". Модель управления в рамках этой системы аналогична принятой в системе управления охраной труда (см. выше рис. 6).