Цель: отработка навыка применения техник внушения.
Содержание упражнения:
Группа делится на тройки. Члены каждой тройки получают от преподавателя заранее заготовленные карточки (их у преподавателя несколько комплектов), каждому из этого комплекта – по карточке. В каждый комплект входят: 2 карточки, в которых указана какая-либо техника внушения, и одна карточка – пустая. Например: в карточке 1 указана техника пресуппозиции, в карточке 2 указана техника «или-или» и карточка 3 – пустая. Участники не показывают, что указано в их карточках. После получения каждым участником карточки, преподаватель всем тройкам дает задание: «В течение некоторого времени, вам необходимо вести беседу, не важно на какую тему. Те участники, в карточках которых указаны техники внушения, должны не только поддерживать беседу, но и применить в течение беседы - «свою» технику. На упражнение отводится около 3-5 минут. Затем обсуждение в группе.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ Рекомендуется заранее заготовить комплекты. Техники в карточках, вы указываете самостоятельно.
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
№№п/п | Учебные вопросы (включая контроль занятий) | Время (мин) | Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного процесса |
1. | Насилие, связанное с угрозой для жизни. | «Жертвы»- люди которые временно изолированы в очаге ЧС. К подобным ситуациям относятся: 1. Захват террористами. 2. Ограбление. 3. Разбойное нападение. За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой для жизни (в обыденной жизни психика создает защиту, позволяя воспринимать смерть как нечто далекое или даже нереальное). Меняется образ мира,действительность представляется наполненной роковыми случайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части- до события и после него. У человека возникает ощущение,что окружающие не могут понять его чувств и переживаний. Следует помнить, что если человек не подвергся физическому насилию, он все ровно получил сильнейшую психическую травму. Вступая в контакт с пострадавшим, первое, что необходимо сделать, это дать понять человеку, что Вы здесь, чтобы ему помочь. Общие принципы конструктивного общения с пострадавшими и жертвами Специалистам рекомендуется строить речь в побудительном наклонении. Короткие, четкие фразы. В речи не должно быть сложно построенных словесных оборотов. Избегание в речи частицы «не». Речь плавная, медленная с элементами внушения: «Помощь пришла! «Слушай меня!», «Надо жить!» Использование приемов косвенного внушения Глаза на одном уровне Использование приемов присоединения Контроль информации, которая может быть случайно услышана пострадавшим. Не давать обещаний, которые вы не в состоянии выполнить Запрет на фразу: «Все будет хорошо»! Контроль специалиста за собственным эмоциональным состоянием Демонстрация уверенности и контроля над ситуацией. В голосе и поведении специалистов не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника Ресурс - не представляет собой решение самой проблемы! Ресурсом может быть все, что угодно. Это то, что может помочь человеку в конкретной ситуации, и что поможет ему оставаться в живых. Ресурсами могут быть: жизненный опыт, полученный в кризисной ситуации, уникальность этого опыта, факт того, что человек выжил и др. Поиск ресурса На разных этапах общения, возможно поэтапное нахождение ресурсов, которые могут быть разными. В одинаковой ситуации, ресурс, найденный для одного человека, совсем не обязательно будет являться ресурсом для другого. Основные принципы работы с пострадавшим в течение АСДНР Стараться держать человека в сознании. Один из специалистов общается с жертвой в течение проведения АСДНР. При возможности поддерживать физический контакт. Сбор информации, информационная поддержка изолированного человека. Поиск ресурса. Сбор информации о жертве Имя пострадавшего; Информация о его физическом самочувствии; Информация о том, что вокруг; Информация о том, кто был с ним во время трагедии; Информация о том, кто может находиться поблизости с ним. Информация для жертвы Информация о том, что специалисты уже прибыли и делают все для его спасения. Информация о том, что изолированному человеку необходимо сохранять спокойствие. Информация о том, что пострадавший не должен принимать каких-либо физических усилий к самостоятельной эвакуации. Информация о максимальной экономии собственных сил. Информация о том, что высвобождение из «плена» может занять больше времени. Комментирование действия спасателей по извлечению пострадавшего. Комментирование состояния самого пострадавшего. Общение с пострадавшим после извлечения Цель заключительного этапа - «правильная» передача пострадавшего другим специалистам (медикам). Помощь взрослому: 1. Помогите пострадавшему выразить чувства, связанные с пережитым событием (если он отказывается от беседы, предложите ему описать происшедшее, свои ощущения в дневнике или в виде рассказа). 2. Покажите пострадавшему, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни (пусть человек сам поразмышляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жизненных испытаний). 3. Дайте пострадавшему возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию (обмен номерами телефонов участников события). 4. Не позволяйте пострадавшему играть роль «жертвы», т.е. использовать трагическое событие для получения выгоды. («Я не могу ничего делать, ведь я пережил такие страшные минуты/часы.») Помощь ребенку: Ребенок, пережив насилие по отношению к себе или членам семьи, став свидетелем нанесения увечий другим людям, испытывает такие же сильные чувства, что и взрослый(страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощность). Прямое насилие над ребенком может оказаться слишком трудным, непереносимым для него, что выразится в молчании и оцепенении. У ребенка может зафиксироваться в памятикартина события. Он будет снова и снова представлять самые страшные моменты происшедшего (например, изуродованных, раненых людей или напавшего на него человека). Связывая действия преступника с яростью, ненавистью, ребенок теряет верув то, что взрослые люди могут справиться с собой. Он начинает бояться собственных неконтролируемых эмоций, особенно если у него есть фантазии, связанные с местью. Ребенок может испытывать чувство вины(считать причиной события свое предшествующее поведение). Ребенок, переживший психотравмирующее событие, не видит жизненной перспективы(не знает, что будет с ним через день, месяц, год; теряет интерес к ранее увлекательным занятиям). Помните! Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки в личностном развитии. Помощь: 1. Дайте ребенку понять: Вам важно то, что он пережил, и Вы знали других детей, которые тоже через это прошли. («Я знаю одного смелого мальчика, с которым тоже такое случилось.»). 2. Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его играх). 3. Посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии - это позволит обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания. 4. Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства. 5. Помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки). 6. Повторяйте, что совершенно нормально чувствовать беспомощность, страх, гнев. 7. Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его за хорошие поступки). 8. Поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите ему вынести вовне свои переживания в виде образов). Помните! Нельзя позволять ребенку стать тираном. Не исполняйте любые его желания. | |
3. | Заключение | Состояние пострадавшего после трагического события: Ночные кошмары, бессонница. Трагические обстоятельства «всплывают в сновидениях». Страх ночных кошмаров вызывает бессонницу. Отсутствие интереса к тому, что раньше нравилось и интересовало. Оцепенение, эмоциональная истощенность, физическая усталость, внезапные поступки и чувства. («возвращение» в событие). Человек совершает поступки и испытывает чувства, как если бы событие происходило в настоящее время. НЕЖЕЛАНИЕ ВСПОМИНАТЬ подробности ситуации, связанной с психической травмой. Желание забыть, «вычеркнуть» мысли и чувства, напоминающие о трагическом событии. ЗАБЫВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ СОБЫТИЯ ОТСУТСТВИЕ ВЗГЛЯДА В БУДУЩЕЕ. Человек живет настоящим, у него нет надежды на счастливое будущее. СВЕРХБДИТЕЛЬНОСТЬ Человек проявляет повышенную осторожность даже в неопасных ситуациях. Для полного избавления необходима помощь специалиста (психолога, психотерапевта). Однако Вы можете помочь себе и другим ослабить нежелательные реакции. 1. Позаботьтесь о здоровье. Правильно питайтесь. Занимайтесь физкультурой. Стресс влияет на весь организм в целом, поэтому можно существенно помочь, если уделять здоровью больше времени, чем прежде. 2. Необходимо позаботиться об эмоциональном комфорте и отводить больше времени на те дела, которые особенно приятны. 3. Не следует избегать общения. Нужно чаще находиться среди людей, быть полезным другим. Активная социальная жизнь поможет ощутить душевный комфорт. 4. Не ожидайте, что воспоминания уйдут сами по себе. Чувства останутся и будут беспокоить в течение длительного времени. Вот почему крайне важны откровенные разговоры - «по душам». 5. Постарайтесь создать условия для «задушевного» разговора. Это необходимо для того, чтобы дать негативным чувствам, переживаниям выйти наружу. Но ни в коем случае не давите на человека, если он против. 6. Не отталкивайте пострадавшего, даже если он отталкивает Вас. Продолжайте оказывать поддержку и выражать свою любовь. |
|
|
|
|
|
|