2. Свяжите данное высказывание с какими-то из принципов, категорий, законов диалектики. Объясните его смысл с использованием философской терминологии.
Для всякого дела спасение – мера.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные
Вариант 2.
1. Что собой представляет монизм как онтологический принцип? Как Вы думаете, почему монизм поддерживает большинство философов?
Учение о существовании только одной субстанции Этот принцип связан чс убеждением в единстве мира.
2. Свяжите данное высказывание с какими-то из принципов, категорий, законов диалектики. Объясните его смысл с использованием философской терминологии.
Даже тысячемильная плотина истачивается муравьями.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные
Вариант 3.
1. Что собой представляет плюрализм как онтологический принцип? Как Вы считаете, в чем главная идея взгляда на мир с позиций плюрализма?
Учение о существовании множества субстанций
|
|
2. Свяжите данное высказывание с какими-то из принципов, категорий, законов диалектики. Объясните его смысл с использованием философской терминологии.
Большое дерево начинается с маленького ростка, девятиэтажная башня – с горстки песка. Путь в тысячу ли начинается с одного шага.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные
Вариант 4.
1. Что в классической онтологии означало понятие «субстанция»? Приведите пример трактовки этого понятия в какой-то конкретной философской концепции.
Всеобщая основа мира. Например, у Демокрита – совокупность атомов.
2. Свяжите данное высказывание с какими-то из принципов, категорий, законов диалектики. Объясните его смысл с использованием философской терминологии.
Трудное и легкое создают друг друга. Длинное и короткое сравниваются. Высокое и низкое соотносятся.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Контрольная работа 3.
Вариант 1.
1. Изобразите графически соотношение понятий «гносеология», «эпистемология», «теория познания». Теория познания, в ее составе – гносеология и эпистемология.
2. Что появилось раньше в составе гносеологии – логика или методология? Логика
3. Какое понятие определяется так: воспроизведение структуры, свойств одного объекта в другом в результате их взаимодействия? Отражени е
4. Вербальное мышление – часть чувственного или рационального познания? Рационального
5. Предмет науки – это: а) круг объектов, которые изучает данная наука; б) характеристики и взаимосвязи объектов, специально выделяемые для рассмотрения.
|
|
6. Вопрос для развернутого ответа. По каким внешним признакам мы отличаем научный текст от ненаучного повествования? Как связаны эти признаки с существенными характеристиками науки?
В ответе должны быть названы признаки: объективность и системность
Вариант 2.
- Формой чувственного познания является понятие или восприятие? Восприятие
- Какая дисциплина в составе гносеологии изучает правила мышления? Логика
- Назовите философов ХХ в., которые развивали гносеологию.
Г. Гадамер, Б. Рассел, К. Поппер
- Какое из трех приведенных понятий самое общее: понимание; описание; познание?
- Какая форма систематизации научного знания определяется так: фиксация некоторого явления, события определенными языковыми средствами?
Научный факт
6. Вопрос для развернутого ответа. Приведите примеры знаний, которые Вы приобрели в процессе освоения своей специальности и которые относятся к предметно-практическому знанию. В ответе должно быть: я знаю структуру резюме и т.п. – практически ориентированные знания
Вариант 3.
1. Перечислите логические критерии истины. Системность, непротиворечивость
2. Отражение в абстрактной форме предметов, явлений, свойств, отношений – это восприятие, понятие или представление?
3. Кто предложил определение науки как «позитивного знания»? О. Конт
4. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения». Это идея: а) классической логики; б ) диалектической методологии.
5. Расположите формы систематизации научного знания по порядку возникновения: гипотеза, факт, теория, проблема.