· Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
· Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.
· Кто разделяет с тобой трудную минуту - настоящий друг.
· Недостаток доверия вредит дружбе.
· Человек без друзей, что сокол без крыльев.
· Дерево держится корнями, а человек друзьями.
· Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
(Поясняется смысл этих пословиц учащимися.)
-Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?
А сейчас я хочу вам зачитать легенду о возникновении пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Легенда
К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им:
- Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает? Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года.
– Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить? Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой. А у того, у кого были друзья, по-настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.
Так говорил Д. Аддисон.
Дружба кончается там, где начинается недоверие. Л. А. Сенека Мл.
IV. Физ. минутка. (физические упражнения под музыку)
V. Игра «Ладошки».
Я предлагаю на альбомных листах обвести свою руку и на каждом пальчике написать свои достоинства и хорошие качества.
- А теперь свои ладони подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.
- Напишите другу, какие качества ему нужно стараться развивать в себе (выполнять при условии хорошего владения ситуацией в детском коллективе)
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познаётся в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества, как бескорыстие, доброта, отзывчивость.
VI. Творческая работа «Сиамские близнецы». (Выполняется в парах)
Учитель: Ребята, как вы думаете, может ли дружба распасться? По каким причинам? Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в парах и нарисуйте дерево дружбы (лицо дружбы, домик дружбы). Рисовать нужно вдвоём, руки при этом связываются ленточкой так, чтобы у рисующих оставалось немного пространства для манёвра.
Проверка выполнения упражнения
Что было труднее всего в работе?
Что необходимо для сотрудничества? (Уметь договориться).
VII. Итог.
Предлагаю закончить наш урок дружным чтением стихотворения «Дружба – это…»
Дружба – это теплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасет.
С другом - даже злая слабость
Вмиг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал,
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
-О чем говорили на уроке? Что такое дружба?
- Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?
- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?
Домашнее задание: составить небольшой рассказ о своем друге. Спросить у родителей: есть ли у них настоящий друг, что они могут о нём рассказать?