Организации, обеспечивающие поддержку

ИННОВАЦИОННЫХ ФИРМ.

Бизнес-инкубаторы занимаются развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта. Главное назначение «инкубаторов» - поддержка мелкого, преимущественно инновационного, предпринимательства.

В странах с рыночной экономикой инкубаторы организуются и финансируются за счет средств местных органов власти, университетов и других учебных заведений, промышленных корпораций, субсидий (часто возвратных) от центрального правительства. Вместе с тем деятельность бизнес-инкубаторов базируется на использовании значительных объемов капитализированных средств, т.е. средств, уже вложенных в недвижимость и научно-производственные фонды, причем это – долговременные и рисковые вложения. В результате создание бизнес-инкубаторов могут осуществить только стабильные в финансовом отношении структуры.

Большинство инкубаторов представляет собой смешанные предприятия. Среди них можно выделить четыре основных вида:

· корпоративные;

· общественные;

· университетские;

· частные.

Как правило, процедура прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор предусматривает четыре основных этапа.

1. Отбор клиента из числа претендентов. Критериями отбора является новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь силами малой фирмы. Если претендент признается перспективным, с ним заключается договор на аренду помещения, что требует ежемесячного подтверждения сторон, который может быть расторгнут по желанию одной из них.

2. Вселение и первый год работы в условиях технопарка. Клиент получает финансовую, техническую и прочую помощь на льготных условиях. Технопарковые структуры предоставляют высококлассные консультации по организационно-экономическим аспектам деятельности малых фирм: ведению бухгалтерского учета, налогам, юридическим проблемам, - по вопросам использования всевозможных правительственных программ.

3. Становление и рост фирмы, увеличение числа ее работников.

4. Выход фирмы. Администрация помогает «созревшему» клиенту подыскать новое помещение и переехать.

Большинство мелких американских компаний, пользующихся услугами бизнес-инкубаторов, как правило, связаны с использованием высоких технологий.

Успешная деятельность бизнес-инкубаторов обеспечивается гибкой политикой в подборе потенциальных клиентов, надежной экспертизой предлагаемых к реализации проектов и идей, дифференцированным подходом к деятельности инкубируемых фирм на различных этапах их функционирования.

Доходы инкубаторов как коммерческих предприятий складываются из следующих источников:

· арендная плата, получаемая от клиентов, за наем помещений;

· продажа услуг разного рода;

· участие в прибылях тех инкубируемых фирм, в которые инкубатор как предприятие вложил свои средства.

Бизенс-инкубаторы способствуют ускорению использования научно-технических достижений, развитию предпринимательства в области наукоемких технологий, содействуют структурным сдвигам в экономике, росту занятости и благосостояния.

В странах с развитой рыночной экономикой комбинация сильного научного центра с научным парком инкубаторского типа доказала свою эффективность.

Наиболее перспективным представляется специализация бизнес-инкубаторов на поддержке фирм, осуществляющих выход на рынок, в том числе на мировой, с качественно новыми товарами, производимыми с использованием новых технических и технологических принципов, обеспечивающих практическое применение фундаментальных и прикладных исследований в производстве товаров, оказании услуг, совершенствовании организации производства.

Деятельность инкубатора осуществляется в соответствии с выбранной стратегией. Однако при любом варианте стратегии обязательно наличие в бизнес-инкубаторе следующих высокопрофессиональных структур:

· экспертного совета, осуществляющего оценку клиентов для «выдержки» в соответствии с выбранной специализацией бизнес-инкубатора;

· управляющего блока бизнес-инкубатора, в функции которого помимо управления независимой хозяйственной структурой входят:

1. разработка и корректировка индивидуальной программы прохождения инкубируемой фирмой всех этапов ее жизнедеятельности в бизнес-инкубаторе;

2. определение индивидуального для каждой инкубируемой фирмы достаточного объема льгот;

3. выработка экономической и финансовой политики взаимоотношений с вышедшими из инкубатора фирмами.

Инкубатор бизнеса может быть автономным, т.е. самостоятельной хозяйственной единицей с правами юридического лица. Он действует в составе технопарка (в этом случае его называют инкубатором технологий).

Инкубатор технологий – наукоемкое предприятие, связанное с университетом, научно-технологическим парком или инновационным центром. Его задачи – обслуживание малых инновационных предприятий, выращивание новых фирм, оказание им помощи в выживании и успешной деятельности на ранней стадии развития.

Инновационный центр -организация, обладающая специализированной инфраструктурой, деятельность которой направлена на содействие созданию, росту и развитию фирм, а также на развитие инновационной деятельности в регионе, сотрудничество и кооперацию между исследователями и промышленностью, оказание услуг наукоемким фирмам в сфере инновационного обеспечения, подготовки и обучения персонала в области менеджмента; ускорение реального экономического развития на основе создания региональных и международных сетей для обмена информацией и сотрудничества между фирмами.

Интернет-инкубаторы могут быть следующих типов:

1. венчурные инкубаторы;

2. венчурные акселераторы;

3. венчурные порталы;

4. сетевые инкубаторы;

5. вертикальные инкубаторы;

6. инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи.

Интернет-инкубаторы различаются набором и особенностями оказываемых услуг. Наибольшее распространение получили венчурные инкубаторы, оказывающие следующие услуги:

1. офисную инфраструктуру (помещения, мебель, офисная техника, компьютеры, внутренняя сеть, внешняя связь, доступ в Интернет, конференц-залы и пр.);

2. бэк-офис (квалифицированный персонал, техническая поддержка и т.п.);

3. технологическую поддержку (помощь экспертов, постановка системы управления, развитие интеллектуальной собственности);

4. консалтинговую поддержку (как собственными ресурсами инкубатора, так и путем привлечения отраслевых экспертов);

5. обучение (включая стажировку в других компаниях), повышение уровня компетенции менеджеров и специалистов;

6. юридические и бухгалтерские услуги;

7. управление человеческими ресурсами (поиск и наем требуемых ключевых специалистов);

8. зонтичный брэнд инкубатора и осуществление связей (взаимодействие с венчурными инвесторами – органами государственной власти, аналогичными крупными компаниями из других стран).

Венчурный акселератор сервисная компания, которая оказывает начинающим предпринимателям консультационные услуги по подготовке бизнес-плана, маркетингу и позиционированию проекта, выведению на рынок, сервисные услуги, необходимые начинающей компании.

Сетевые инкубаторы представляют собой смесь собственно венчурных фондов и управляющих компаний, а также могут работать с компаниями, находящимися в разных городах.

Вертикальные инкубаторы специализируются на выращивании компаний, принадлежащих одному вертикальному рынку, например рынку мобильной коммерции. В таком инкубаторе могут находиться компании, занимающими инфраструктурными разработками (на уровне протоколов передачи данных, обеспечения безопасности и др.); компании, специализирующиеся на мобильном контенте и продаже через мобильные устройства доступа.

Инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи, создаются при участии крупных транснациональных корпораций и занимаются развитием компаний, родившихся внутри этих корпораций на базе внутренней идеи. Такие инкубаторы организовываются специалистами, являющимися экспертами в какой-либо офлайновой области бизнеса. Они могут оказать услуги бизнесу по упрощению и интенсификации обмена информацией; имеют возможность на базе собственных идей формировать команды разработчиков, привлекать квалифицированных менеджеров и осуществлять надзор за их работой.

Технологические парки – сетевая система, объединяющая малые научно-технические предприятия, бизнес-инкубаторы, информационные, консультативные и другие организации научно-технической инфраструктуры вокруг крупного научно-исследовательского института или высшего учебного заведения.

Технополис – сосредоточенный в рамках одного региона комплекс научных учреждений фундаментального и прикладного характера, вузов, конструкторских и внедренческих организаций, а также ряда промышленных предприятий, ориентированных на освоение новшеств. В рамках технополисов осуществляется полный инновационный цикл, включая подготовку кадров. Соседство научных и учебных учреждений разной отраслевой направленности обеспечивает междисциплинарные (т.е. «на стыке наук») исследования, разработки и интенсивный обмен идеями. Неотъемлемыми элементами технополисов должны быть венчурные фирмы и акционерные коммерческие банки.

В начале 50-х годов в США возле Стенфордского университета стали концентрироваться мелкие исследовательские, внедренческие, консультативные и промышленные фирмы, большинство из которых было связано с электронной промышленностью. Этот технополис получил название «Силиконовая долина». Сейчас в «Силиконовой долине» сосредоточено около 8000 инновационных фирм (70% из них имеет в своем составе менее 10 человек), в которых работают 250 тыс. человек, причем 6000 – это высококвалифицированные специалисты и ученые. Создаваемый в этом технополисе валовой национальный продукт превышает таковой Великобритании.

Кроме того, широко известны такие технополисы: «Золотой промышленный круг» (Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт), «Силиконовый штык» (штат Луизиана), «Электронный болт» (штат Флорида).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: