А) Хвалите — по Часослову

Чтец утрени чтет два псалма. Третий не чтется, так как поется со стихерами. Если псалмы поются, он сказывает: «Хвалите Господа с небес. Головщик запевает. Затем: «Хвалите Его в вышних.» Лики поют стихи с припевом по Обиходу, а псаломщик тихо чтет все три псалма.

Б) ХВАЛИТНЫЕ СТИХЕРЫ

Порядок пения такой же, как и при пении возвашных стихер на вечерне, только перед первой стихерой канонарх сказывает «глас. На стих Хвалите Его в кимвалех добро-гласных лики сходятся на средину.

На воскресной службе — по Октаю.

Стихеры поются от стиха Хвалите Бога во святых Его (этот стих и следующий — Хвалите Его во утвержении сил Его — сказываются канонархом и повторяются пением полностью), на 6. По окончании стихов поются еще две стихеры со стихами наряду: «Воскресни Господи Боже мой да вознесется рука Твоя» и «Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим».

На Славу — стихера евангельская, помещена в конце Октая после соответствующего евангелия.«И ныне. Глас 2». — Преблагословена еси Богородице Дево. Полный текст — в конце Октая после тропарей Ангельскии собор. В некоторых общинах ее поют по-гласу Славы: «И ныне. Глас тойже»,

К воскресным стихерам могут по Уставу добавляться стихеры из Минеи, обычно следующим образом: поются 4 воскресных стихеры, прочие пропускаются, и 4 хвалитные стихеры из Минеи вместе с помещенной на Славу. К первым двум запевы оставшиеся хвалитные, а к 3-й и 4-й (славнику) — стихи, писанные на стиховне великой вечерни этой службы. Если же в Минее со славником окажется 5 стихер, то «лишняя» — помещенная перед Славой -переносится на литию.

Затем в Октае Слава-евангельская. И ныне — Преблагословена.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

Псаломщик читает после двух псалмов и 1-й стих третьего. И поем стихеры «на 4» от стиха: «Хвалите Его на силах Его». Слава И ныне — наряду. Полный текст богородична празднуемым святым иногда отсутствует. Его можно найти среди «малых» богородичнов в конце Минеи в главе «Богородичны (дневнии) осми гласов, поем их егда есть Слава святому в Минеи».

Если богородичен наряду не указан, то согласно Уставу поется независимо от дня недели определенный богородичен из той же главы.

Следующий праздничный конец утрени бывает во все воскресные и праздничные дни:

ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ. ТРИСВЯТОЕ

По окончании хвалитных стихер лики не расходятся, но наставник возглашает: «Слава показавшему нам свет» и поем «Слава в вышних Богу...» (три поклона). Текст Великого славословия! несколько отличается от помещенного в Часослове, но оно помещено не во всех Обиходах. Великое славословие по тексту поморского Обихода напечатано в Приложении.

По Великом славословии лики расходятся и поется по клиросам — Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас, 3-жды. Второй лик — Слава, И ныне, Святыи Безсмертныи, помилуй нас. Ведущий — Святыи Боже... Конец протягивается в роспеве.

ТРОПАРЬ ПО СЛАВОСЛОВИИ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Далее наставник речет молитву Исусову. Псаломщик — Аминь.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

1тет один из двух тропарей, помещенных в конце воскресных, согласно гласу — Днесь спасение миру или Воскрес из гроба, 1-жды.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

Тропарь празднику 1-жды. А святым после тропаря Слава, И ныне богородичен, который читался в конце вечерни и на Бог Господь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: