Обедница, начало — по Часослову

В Часослове глава называется «Псалмы на литургии и прочее часов».

Псаломщик читает псалмы — Благослови душе моя Господа. Слава — Хвали душе моя Господа. Второй лик (или на сходе, где принято) запевает — И ныне. Единородныи Сыне (роспевы в Обиходе).

БЛАЖЕННА

Чтец читает Во царствии Си до определенного стиха, поется ирмос (блаженна), а затем к каждому из оставшихся стихов чтется тропарь или несколько тропарей.
На воскресной службе — по Октаю (и минее).

Чтец читает до стиха Блажени милостивии. Далее по Октаю в конце воскресной службы гласу, стихи там также помещены. Первый тропарь — «блаженну» поем по знаменному Октаю. (Это — «на 8»)

Когда добавляется из Минеи песнь канона, чтется по стих Блажени кротцыи. Поется «блаженна». Блажени алчущии и жаждущии — два тропаря по Октаю вместе. Блажени милостивии — один и далее по одному, и указанную песнь канона из Минеи без ирмоса на 4 стиха.

(Это «на 10 — в Октае на 6 и Минее песнь... на 4»)

Когда добавляется две песни из Минеи, чтется «на 12, в Октае на 4, в Минее песнь... на 4 и песнь... на 4». Чтется постих Блажени нищии духом. Поется «блаженна». Блажени плачущии — три тропаря в Октае. Блажени кротцыи — два. Блажени алчущии» один (троичен). От Блажени милостивии песнь по Минее без ирмоса на 4 стиха, от Блажени есте другая песнь по Минее на 4 стиха.

На праздничной службе — по минее.

Особых тропарей, как в Октае, не бывает, чтутся песни канонов. Чтец читает по стих Блажени милостивии и начинаем на 8: поем ирмос 3-й песни празднику (1-го канона). На следующие три стиха вычитываются тропари этой песни (святым — без богородична). От стиха Блажени есте — тропари 6-й песни (2-го канона, если два), без ирмоса, на 4 стиха.

На 6 бывает от стиха Блажени миротворцы.

АПОСТОЛ, ЕВАНГЕЛИЕ

Чтение производится по Апостолу и Евангелию. При их отсутствии по Октаю — в конце книги и Общей Минее, также в конце ее.

СОСТАВ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ

Основной текст разделен на зачала для чтения, в Апостоле — 335, в Евангелии по каждому евангелисту свой счет. В конце имеется указатель «рядовых» — воскресных и ежедневных чтений от Пасхи на весь год и праздничных по святцам (но не полный). В указателе • также помещены для литургий антифоны, прокимны, аллилуия.

Найдя в книге нужный номер зачала, необходимо удостовериться, что выбрано нужное чтение. На полях листа вверху и внизу даны вводные слова, с которых начинается чтение и далее продолжается от звездочки по тексту, встречаются промежуточные зачала без номера, они указываются по номеру предыдущего «отполу», например, апостол 280, отполу. Есть несколько зачал с повторяющимися номерами, тогда в Уставе уточняется: «послание» или «второе зачало».

Конец чтения часто не совпадает с началом следующего зачала и отмечается прямо в тексте особо. Помета конца должна соответствовать указанию на полях в начале, например, «Четверток 4 недели. Се же и преподобным». В тексте конец: «Конец четвертку и преподобным».

При чтении зачал, особенно в Евангелии, встречаются пропуски-переходы, называемые «преступками». Они помечены в тексте также с указанием, к какому чтению относится преступка. Обычно продолжение чтения указано через лист-два, а большие переходы уточнены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: