Истолкование понятий (концептов) в словарях, в справочной и учебной литературе

Тематическое направление «Человек и общество»

Материалы для осмысления понятий (концептов)

Истолкование понятий (концептов) в словарях, в справочной и учебной литературе

1.1. Человек,-а в значении множества употр. люди,м.1. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.2. При крепостном праве: дворовый слуга, служитель, лакей, а позднее: официант, слуга.

Человеческий,-ая, -ое.1. см. человек.2. То же, что человечный. Человеческое отношение (Ожегов С.И. Словарь русского языка, стр.1151).

Общество,-а,ср. 1. Совокупность людей, объединенных способом производства материальных благ на определенной ступени исторического развития, определенными общественными отношениями. 2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов и т.п.3. Объединение людей для какой-нибудь цели, учреждение, организация.4. Та или иная среда людей, компания.5. В дворянской речи: узкий круг людей буржуазно-дворянской среды.6. совместное пребывание с кем-нибудь (Ожегов С.И. Словарь русского языка, стр.560).

 

1.2. Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

Человек выступает как: организм (наделенный психикой); индивид (что означает его принадлежность к роду homo sapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); Я-образ (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом).

Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении. Объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и в его собственной жизни создали образы человека, явно или скрыто существующие в культуре на определенных этапах ее развития.

В социологических, психологических и педагогических представлениях существуют следующие «образы человека», оказывающие непосредственное влияние на исследование и практическую работу с людьми: 1) «ощущающий человек» (человек как сумма знаний, умений и навыков; человек как «устройство по переработке информации»; 2) «человек-потребитель» (нуждающийся человек как система инстинктов и потребностей); 3) «запрограммированный человек» (в поведенческих науках — человек как система реакций, в социальных — как репертуар социальных ролей); 4) «деятельностный человек» (человек, осуществляющий выбор; человек как выразитель смыслов и ценностей). Психологический словарь.

1.3. ЧЕЛОВЕК — центральное философское понятие, от интерпретации содержания которого зависит познавательная, социальная, ценностная ориентация любой философской системы. Трудность, «неуловимость» определения данной категории связана с тем, что «человек» есть одновременно и личностно-ориентационная, и философско-теоретическая проблема. Проблему человека как личностно-ориентированную можно сформулировать следующим образом: «человек есть постоянная проблема для самого себя». Философско-теоретическое содержание категории «человек» требует выяснения отношения человека к самому себе, к себе подобным, к обществу в целом, к природе, к Богу. Поскольку изучение человека неотделимо от изучения всего комплекса связей человека и мира, постольку проблема человека оказывается центральной философской проблемой, предельно сближается с предметом философии вообще. Краткая философская энциклопедия.

 

1.4.ОБЩЕСТВО, в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп. В узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы (напр., первобытное, капиталистическое общество), определенная форма социальных отношений. Краткая философская энциклопедия.

При подготовке к сочинению, входящему в данное тематическое направление, рекомендуем использовать учебники по предмету «Обществознание», учебные книги для обучающихся общеобразовательных учреждений, хрестоматии текстов по философии и учебник для студентов вузов.

Список рекомендуемой литературы:

1. Обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/А.Ф. Никитин, И.А. Галицкая, Е.С. Королькова и др.; под ред. А.Ф. Никитина.- 3-е изд, перераб. – М.: Просвещение, 2005.- 335 с.

2. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: Базовый уровень/ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова.-М.: Просвещение, 2005.-351 с.

3. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ А.И. Кравченко.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.-376 с.

4. Малышевский А.Ф.: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений.- М.: Просвещение, 1997.- 399 с.

5. Мир человека. Хрестоматия для учащихся старших классов. Составитель: Малышевский А.Ф.- М.: - Интерпракс, 1995. -488 с.

6. Спиркин А.Г. Философия: учебник/А.Г. Спиркин. – 2-е изд. М.: Гардарики, 2010. -736 с.

7. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. Человек. Общество. Культура. –М.: Политиздат, 1991. – 624 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: