Рынок как вид (инструмент) управления

Рынок, как продукт правового государства и хозяйственная реальность, должен стать главным инструментом управления (точнее, даже самоуправления) на уровне общественного хозяйства в целом. Иерархия отходит на второй план, туда, где ее полезная роль сохранится еще долго.

Рынок – это экономические отношения которые строятся на основе рыночных законов и принципов. Он организовывает и регулирует взаимосвязь спроса и предложений между отбельными самостоятельными субъектами хозяйствования.

Рынок – это система экономических отношений между людьми, учреждениями, предприятиями и государством который опирается на теоретическую основу согласно которой все в мире продается, покупается или обменивается без принуждения, но придерживаясь правил платности и определения принципов.

Представление о рыночной экономике как купле-продаже по свободным ценам не исчерпывает всего многообразия рыночных отношений. В развитых странах рыночностью пропитана вся экономическая система, все формы хозяйственной деятельности, от рынка, что называется «ни спрятаться, ни скрыться».

Основное в подобной экономике – раскрепощенные от внешнего вмешательства формы и способы экономической деятельности, дающие возможность в полной мере проявиться хозяйственной инициативе. Можно было бы согласиться вот с таким определением рынка: «это – экономика свободного предпринимательства» (рис. 15.1.)


 

 


Рис. 15.1. Рыночная экономика как сочетание свободы и ограничений

 

Любая экономика развивается на основе объективных законов. Они едины для любой общественно-политической и социально-экономической системы, носят универсальный характер и в чем-то аналогичны физическим и биологическим законам. Но законы экономики, в том числе и сервисной экономики, проявляют себя в деятельности людей, действуют в определенной социально-экономической среде. А эта среда не пассивна. Ее главный элементы – человек, группы людей, общество – в пределах условий и ограничений, определяемых законами, обладают значительной степенью свободы выбора.

Таким образом, всегда существует пространство экономических действий, содержание и способ осуществления которых зависит от людей и определяется ими индивидуально, либо групповым, либо общественным образом.

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то домохозяйство (т.е. человек, семья), группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической деятельности подразумевается и оказание услуг, а также торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность, которые как раз и входят в непроизводственную среду.

Рынок услуг представляет собой совокупность существующих и потенциальных покупателей этих услуг. Под рынком платных услуг следует понимать специфическую форму обмена, которая осуществляется в соответствии с законами товарного производства и обращения, направленную на адаптацию услуг к индивидуальным потребностям населения и удовлетворению разных запросов членов общества в виде предоставления им полезных эффектов деятельности службы сервиса в невещественной форме.

На рынке потребителя услуг складываются благоприятные условия для покупателя, преимущество предложения над спросом порождает здоровую конкуренцию среди производителей этих услуг, создаются условия для совершенствования сферы услуг, повышения качества и расширения ассортимента услуг. На рынке продавца услуг происходят прямо противоположные процессы, преимущество спроса над предложением создает условия для развития монополии, диктаторской ценовой политики предприятий-поставщиков услуг. Отсутствие конкуренции заглушает стимулы по совершенствованию услуг.

Формирование рыночных отношений в сфере услуг является необходимым условием возникновения конкуренции между их поставщиками. Эффективное функционирование предприятий социальной сферы в условиях конкуренции возможно лишь при производстве конкурентоспособного продукта (услуг), что предусматривает не только более высокий уровень соответствия общественным потребностям по сравнению с услугами конкурентов, но и выгодное отличие последних по уровню расходов на удовлетворение этих потребностей. Таким образом, конкуренция на рынке услуг содействует повышению их качества, рациональному использованию ресурсов в процессе производства услуг, а, следовательно, является движущим фактором научно-технического прогресса, что стимулирует поставщиков услуг к поиску новых эффективных способов их предоставления. Однако, следует помнить, что специфика сферы услуг не позволяет обеспечивать повышения качества лишь за счет стимулирования конкуренции. Соблюдение условий, что содействуют реализации социальных прав человека возможно лишь в том случае, когда имеет место адекватный государственный контроль преобразований, которые происходят на рынке услуг.


Рынку услуг свойственны такие особенности:

1. социальная ориентация на потребителя;

2. значительная дифференциация социальных услуг;

3. широкая вариация цен на однородные виды социальных услуг;

4. локальный характер рынка и зависимость от географических особенностей региона;

5. присутствие значительного некоммерческого сектора, в том числе государственных организаций и учреждений;

6. специфика процесса производства социальной услуги обусловленной её особенностями.

Рынок услуг выполняет общие и специфические функции. К общим относятся функции, что характерные для всех рынков и сводятся к следующему: стимулирование взаимодействия продавца и покупателя услуг, заключения соглашений между ними и обмена услуг на деньги; установка уравновешенных цен посредством колебания спроса и предложения; определение пропорций между ценами на разные услуги и региональными преимуществами на разные виды услуг; выполнение функции механизма распределения жизненных благ. Специфические функции рынка услуг заключаются в создание дополнительных рабочих мест, повышение культурного потенциала общества, повышение качества жизни отдельных потребителей и всего социума в целом (при условии функционирования рынка потребителя, когда существует вероятность снижения цен на услуги и их доступность всем слоям населения), нормализации социальной обстановки в обществе. В то же время развитие рынка платных услуг содействует повышению ответственности населения за свой труд.

Куда в первую очередь проникают товарно-денежные и товарно-обменные отношения? Это, прежде всего, рынок товаров народного потребления. Это бытовые и коммунальные услуги. Сюда же включаются услуги культуры, образования, здравоохранения, относимые в нерыночной экономике к разряду бесплатных, государственных. Жилье в рыночной экономике не представляется, а покупается. В область рыночных отношений попадают и интеллектуальная, духовная, информационная продукция.

В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободы хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкуренции. Для современной рыночной экономики характерны и средства социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий. Значительное количество социальных амортизаторов непосредственно вмонтировано в блоки и элементы системы управления.

Способы и средства социальной защиты весьма разнообразны, но в большинстве случаев они представлены двумя основными категориями. Это прежде всего, постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам достичь социально опасного уровня. И разветвленная сеть социальных компенсаторов в виде льгот, субсидий, рассрочек, предоставление товаров и услуг по сниженным ценам или даже бесплатно. Широко практикуются различные формы благотворительности и поддержки малоимущих.

Остается добавить, что все системы социальной защиты входят в непроизводственную сферу и без современного менеджмента эффективно функционировать и развиваться не будут.

Если рассматривать рыночную инфраструктуру как совокупность разнообразных рынков по признаку их взаимоотношения, то есть в зависимости от вида товаров и услуг, которые продаются и покупаются, то сегодня она представлена такими рынками:

рынок продовольственных и промышленных товаров;

рынок услуг;

рынок жилой площади;

рынок средств производства;

рынок инвестиций;

рынок денег, валют, ценных бумаг;

рынок рабочей силы;

рынок инноваций, рынок духовного, интеллектуального продукта.

Переход к рынку продовольственных товаров, реализуемых населению непосредственно производителями или посредническими торговыми организациями по свободным рыночным ценам одна из нелегких задач перехода к рыночной экономике. В конечном счете все функции рынка промышленных товаров народного потребления от их производства и до реализации и послепродажного обслуживания могут выполняться государственными, акционерными, кооперативными, частными торговыми предприятиями и организациями на равных правах, за исключением тех товаров, на производство и реализацию которых закон накладывает ограничение.

Рынок услуг представляет, пожалуй, самое разнообразное и своеобразное поле приложения и распространения рыночных отношений в том смысле, что в части этой сферы рынок, по существу, уже давно действует, в другой существует не явно, а по отношению к ряду услуг допустимость рыночного дохода вообще вызывает серьезные сомнения.

Рынок услуг в той или иной степени призван охватить бытовые, коммунальные, транспортные, информационные и многие другие виды деятельности по оказанию услуг потребителю. В качестве самостоятельной части рынка услуг выступают производственные услуги, то есть виды деятельности по оказанию услуг в производстве.

Рынок бытовых услуг пустил глубокие корни и в советской экономике. Даже в годы, когда о рыночной экономике только заводили речь, не менее половины строительных и ремонтных услуг, пошива одежды, услуг парикмахерских выполнялись либо частным образом, либо работниками государственных предприятий по договорным ценам, точнее, ценам соглашения между исполнителями и заказчиками.

Прейскурантные цены сохраняли действие в прачечных, химчистках, частично в ателье, парикмахерских, но здесь под видом прейскурантных стали применяться условно прейскурантные и договорные цены. Распространилось выполнение бытовых услуг по ценам теневого рынка услуг. Началась явная и неявная приватизация государственных предприятий и средств бытового обслуживания.

В свете этих неоспоримых фактов есть основания утверждать, что в нашей экономике была одна сфера деятельности, куда рынок проник без декретов и до декретов. Весьма характерно при этом, что население реагирует относительно спокойно на то, как рыночная экономика вытесняет государственную. Так что в сфере бытового обслуживания населения переход к рыночным отношениям представляется относительно легким.

Сложнее обстоит дело с коммунальными услугами, в особенности в области водоснабжения, электроснабжения жилья, обслуживания лифтового хозяйства, поддержания нормального функционирования жилища. В той части, в которой коммунальные услуги выполняются государственными организациями цены и тарифы на них делают эти услуги не рентабельными для обслуживающих организаций. Переход к свободным рыночным ценам, коммунальному обслуживанию, построенному на рыночных началах, болезненно воспринимается населением, преимущественно жителями городов. Так что рынок коммунальных услуг приходится вводить постепенно, посредством развития наряду с государственными других негосударственных предприятий коммунального обслуживания населения. При этом неизбежен рост цен на коммунальные услуги.

Услуги пассажирского транспорта и связи прежде традиционно являлись монополией государства. В определенной степени значительная часть и должна оставаться в зоне действия государственных организаций, управляемых государственными органами – национальными, местными. Но дотационность большинства этих услуг, естественно, побуждает государство и местные органы по мере перехода к рыночным принципам функционирования повышать официально действующие тарифы на услуги транспорта и связи. Необходима демонополизация этих важнейших отраслей, их частичное разгосударствление. Такой процесс и идет в таксомоторном транспорте, телефонной связи.

В современном обществе все шире развиваются, как мы уже видели, информационные и консультационные услуги в области рекламы, справок, размножения информации, деловой переписки, издательского дела, правового и управленческого консультирования, нотариального дела, обучения, подготовки в учебные заведения. Сюда правомерно включить и торгово-посреднические услуги, способствующие установлению необходимых контактов в цепи: производство – сбыт – потребление, аудиторские услуги в области анализа финансово-хозяйственной деятельности.

По мере расширения рыночных отношений информационно-консультационные услуги станут одной из самых значительных областей сферы услуг, которая будет функционировать в основном на рыночных началах, включая отдельные государственные элементы, например, нотариат.

К числу нелегких проблем перехода к рыночной экономике относиться распространение рыночных механизмов регулирования на услуги культуры, образования, здравоохранения и другие духовные и материальные услуги, которые в украинской экономике традиционно относились к числу «бесплатных», предоставляемых населению за счет общественных фондов потребления.

Услуги в области культуры и до перехода к рыночной экономике разделялись на платные, но реализуемые в основном по государственным ценам (театр, кино, концертный зал, филармонии, большинство музеев, картинных галерей, часть выставок), и бесплатные (библиотеки, частично музеи, выставки, кружки в клубах и дворцах культуры). В условиях рыночной экономики существенно расширяется круг услуг культуры, оказываемые на платных началах, происходит переход к рыночным ценам на те виды услуг, которые пользуются особым спросом и популярностью у населения (театральная и музыкальная деятельность, услуги видео, отдельные кинопросмотры).

Есть проблема в установлении пределов распространения платности на услуги воспитания и образования, принципов ценообразования на эти виды услуг, возможности перехода к частным формам образования. Ростки негосударственных платных услуг в этой отрасли появились у нас недавно. Это няни, воспитатели, репетиторы, обслуживающие отдельных детей или группы учащихся. Ограниченная или даже полная плотность практикуется в особых школах, лекториях, на подготовительных курсах в учебном заведении. Есть и заметная теневая учебно-просветительская экономика, функционирующая на рыночных началах.

Нельзя не видеть, что приходится сейчас платить чрезмерную плату за «бесплатность» здравоохранения. Это низкое качество и не профессионализм обслуживания, значительная потеря времени, жесткая привязка к определенным лечебным учреждениям и врачам, недоступность многих лекарственных средств и препаратов, наличие привилегированных лечебных учреждений, к тому же сама бесплатность становится усеченной ввиду платы за лекарства, отдельные виды медицинской помощи (стоматология), функционирования лечебных кооперативов, платных поликлиник, а также растущих видов теневой оплаты услуг здравоохранения.

Надо ли углублять рыночное начало в здравоохранении, постепенно переходя в основном к платной медицине, свободному выбору больным врача, узакониванию коммерческой стороны услуг здравоохранительной деятельности в целом, введению определенной системы тарифов оплаты за медицинские услуги при жестком государственном контроле? Видимо, особо регулируемый ограниченный рынок услуг здравоохранения мог бы вписаться в общий государственно регулируемый рынок.

Распространение рыночных отношений на физическую культуру и спорт тоже имеет свои проблемы и вопросы, но и в этом крайне специфическом секторе рынок находит свое место.

Запомните выражение – рынки и иерархии. Если говорить упрощенно, то имея два способа принятия решения в мире бизнеса: через рынок и через иерархию. Первый способ обычно более эффективен, а второй преобладает в крупных компаниях.

Рынки – это бессознательные крушители бюрократии. Ищите способы внедрения рынка в иерархию (как элементы хозрасчета в административно командную систему). Разрешите отдельным пользоваться внешними источниками снабжения, если источники внутри компании не конкурентоспособны. Изыскивайте способы расчленения крупных подразделений на мелкие.

Поведенчески-ориентированная культура вместо централизованного руководства, привилегированных контрактов или других атрибутов кооперативной или федеративной структуры становится основной для процветания сервисных систем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: