Административные контакты

 

Если только они (ученые) регулярно читают свои лекционные курсы, их. не

в чем упрекнуть. Я могу назвать многих уважаемых и трудолюбивых профессоров

вторые никогда не создали ничего оригинального. И это их право. От них

требуется преподавание старых открытий, а не свершение новых... Должны быть

созданы независимые, автономные научные институты, единственной функцией

которых будет беспристрастный поиск истины.

 

Ш. Рише

 

Огромным недостатком организации американских университетов всегда было

привлечение работающих ученых для выполнения административных обязанностей

 

У. Кеннон

 

После взаимоотношений с коллегами следующими по важности являются

контакты с представителями администрации научного учреждения. Деятельность

ученого чрезвычайно зависит от того, насколько люди, непосредственно его

окружающие - руководители, коллеги и подчиненные,- понимают его проблемы.

Сложности обычно возникают в связи с неприятием того нонконформизма в

научных, административных и общественных вопросах, который является коренным

свойством крайне скептического и пытливого ума ученого. Крупному

ученому-новатору нелегко вписаться в установленный порядок вещей. Ученый

должен быть уверен в искренней поддержке и в том, что его не станут

перегружать обыденными преподавательскими и административными обязанностями.

Всегда, сколько я помню, велись серьезные дебаты о том, следует ли

профессиональным ученым читать обычные курсы лекций для начинающих. На этот

вопрос нелегко ответить. Умение прочесть лекционный курс на современном

уровне знаний и в увлекательной форме требует от ученого полной отдачи сил.

Я считаю, что такую работу следует доверять педагогам-специалистам. Если

научный работник читает элементарный курс просто по обязанности, его

преподавание вскоре становится стереотипным и не приносит пользы ни

преподавателю, ни студентам. Но в то же время из "книжного червя" никогда не

получится хорошего преподавателя. Как само преподавание, так и создание

отраслей знания, которые следует преподавать, в равной мере важны. Одни люди

обладают предрасположенностью к преподавательской работе, другие - к

исследовательской; поэтому желательно, чтобы каждый занимался той работой,

которая ему нравится и которую он знает лучше всего. На мой взгляд, каждый

преподаватель медицинского учебного заведения должен выполнять

самостоятельные и оригинальные исследования, имея для этого соответствующие

возможности. Таким образом он сможет поддерживать должный уровень знаний и

передать свой энтузиазм студентам. В то же время не следует форсировать

творческую работу преподавателя и, если она ему не удается, не нужно ставить

его в неловкое положение. В этом отношении надежды следует связывать с

профессиональным ученым, который, помимо прочего, должен брать на себя

основной труд по обучению аспирантов, поскольку те заинтересованы главным

образом в изучении не результатов исследований, а способов их выполнения.

Позволяя студентам и аспирантам принимать участие в собственной научной

работе, ученый наилучшим образом выполняет свою преподавательскую миссию.

Именно при таком личном участии будущий ученый научится искусству постижения

загадок Природы.

 

 

Социальные контакты.

 

Так называемая "светская жизнь" ученого обычно весьма ограниченна.

Настоящие приятельские отношения, как правило, связывают детей в процессе

игры, спортсменов, участвующих в совместных тренировках и соревнованиях,

участников экспедиции, армейских друзей, короче, всех тех, чья внутренняя

жизнь сосредоточена преимущественно вокруг групповой деятельности либо

опасностей, возникающих в связи с ней. Выполняемые группой задачи могут быть

трудными и даже рискованными, но их легко понять, и вся группа их решает. В

этом отношении ученый-"фундаментальщик" предстает достаточно одинокой

фигурой. По мере углубления в избранную им область знания он все более

изолирует себя от окружающих. Поэтому он не может с легкостью устанавливать

дружеские отношения, хотя, вполне вероятно, и тоскует по ним в своем строгом

одиночестве.

Дружба, основанная на подлинной привязанности и понимании, чаще всего

возникает в процессе совместной работы в лаборатории между коллегами или же

между учителем и учеником; иногда, впрочем, дружба возникает между людьми,

связанными общими интересами, но работающими и живущими в разных странах.

Как бы там ни было, при выборе места работы "светская жизнь" избранного

ученым научного учреждения редко является решающим фактором, разве что для

его жены.

 

РАБОТА В ГРУППЕ

 

 

Организация исследовательских групп.

В настоящее время мы во все большей степени зависим от коллективной

работы, особенно при необходимости соотносить между собой результаты

исследований. Здесь возникают те же проблемы и действуют те же принципы, на

которых строятся межличностные отношения в любой группе. Основными

предпосылками успешной деятельности группы являются:

1) esprit de corps - дух коллегиальности, основанный на чувстве

солидарности и взаимном доверии между членами группы;

2) выбор таких людей, которые проявляют интерес к работе группы и не

нуждаются в понукании, чтобы приспособиться к ее требованиям;

3) создание такой духовной атмосферы, когда каждый вносит свой

посильный вклад в работу и знает, что коллеги и руководство оценивают его

исключительно по деловым качествам;

4) создание такой организационной структуры, которая обеспечивает

оптимальное управление всеми видами работ и их координацию;

5) Доказательство выполнимости задачи не на словах, а на деле.

Эти общие организационные принципы еще в большей степени относятся к

разделу "Управление и руководство коллективом" (с. 205); мы вернемся к ним

ниже, тут же я коснусь главным образом групповой деятельности ученых.

 

 

Помощь группы.

 

Мысль о том, что любая фундаментальная новая идея рождается в голове

только одного человека, является основным доводом против групповой работы.

Однако "обыгрывание" этой идеи в групповой дискуссии помогает отчетливо

сформулировать ее. Едва ли не самые лучшие идеи приходили мне в голову

именно в тот момент, когда я пытался объяснить своим слушателям нечто такое,

что я только чувствовал, но еще до конца не понимал. Вот почему на своих

совещаниях мы стараемся больше дискутировать. Такой обмен мнениями

чрезвычайно плодотворен, но, как я уже говорил, он должен быть объективным и

вестись в дружеском тоне. Научное обсуждение должно быть свободно от борьбы

за лидерство, от бестактного острословия или желания "выдержать марку", даже

если высказанные конструктивные аргументы вступают в противоречие с вашими

собственными взглядами.

Научная дискуссия может помочь нам избежать той ограниченности, которая

связана с укоренившимися навыками мышления. В ходе такой дискуссии

появляются превосходные возможности для обнаружения ошибок в наших

рассуждениях. Ценные замечания могут исходить и от неспециалистов. Когда

Кох, например, безуспешно пытался найти твердую питательную среду для

культивирования бактерий, жена его коллеги предложила использовать в этом

качестве агар, который она применяла для изготовления желе. Дискуссия

обладает также тем великим преимуществом, что она побуждает других принимать

участие в обсуждении и тем самым способствовать развитию интересующей нас

темы исследования - энтузиазм заразителен!

Одним из лучших способов проведения плодотворной дискуссии и укрепления

сплоченности группы является практика периодических устных сообщений о ходе

работы. Выступления на совещаниях даже с простыми балансовыми сводками о

повседневной работе помогают корректировать возможные упущения в методике

или в общей концепции.

 

 

Подбор сотрудников.

 

Сформулировать какие-либо общие правила, которыми следует

руководствоваться при подборе сотрудников, довольно трудно. В конечном счете

выбор работника должен определяться конкретными требованиями работодателя,

а, точнее говоря, условиями и спецификой предстоящей работы. Однако

продолжительное сотрудничество с множеством людей различного происхождения и

образовательного уровня, самых разных национальностей дает мне возможность

выявить некоторые общие правила, пригодные для оценки самых разных типов

людей.

Первоначальная беседа, от которой в наибольшей мере зависит судьба

претендующего на должность, еще не решает дела. Подбор сотрудника - это

длительный процесс, поскольку и его требования, и требования руководителя

постоянно меняются. Одним из наиболее ценных качеств хорошего администратора

является способность немедленно распознавать любые изменения личностных

характеристик своего сотрудника или специфику выполняемой им работы с тем,

чтобы в кратчайшие сроки произвести необходимые корректировки. Простоты ради

я буду говорить о "работодателе" и "работнике", но все сказанное в равной

степени применимо к научному и техническому персоналу любого уровня, в той

мере, в какой один человек осуществляет руководство работой другого.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: