По прошествии студенческих лет наиболее важные научные контакты имеют
место между руководителем и его непосредственными подчиненными. Именно здесь
гармоничные отношения могут оказывать наиболее плодотворное, а личные дрязги
- наиболее губительное действие. Разумеется, работа в контакте с одаренными
людьми имеет массу преимуществ, но не ограничивается чисто научными
достоинствами. Личностные характеристики шефа и сотрудника должны быть
"подстроены" друг к другу. Руководитель не должен взирать на своего
подчиненного просто как на служащего, а сотруднику не следует относиться к
руководителю просто как к администратору, обеспечивающему его всем
необходимым для исследовательской работы.
Есть заслуженные ученые, уже не участвующие лично в экспериментальной
работе, поскольку все их время отдано административной или преподавательской
работе. Такие люди не нуждаются в помощи ассистентов и не могут служить
примером настоящего ученого. В противоположность этому активный научный
|
|
руководитель в своей исследовательской работе нуждается в помощи
сотрудников, а те в свою очередь обучаются в процессе работы с ним.
Бездеятельный руководитель дает сотрудникам больше свободы, в то время как
активный лидер, заинтересованный в скорейшем успехе, порой перегружает своих
помощников рутинной работой.
Все эти моменты должны тщательно учитываться при выборе руководителем
своих помощников, и наоборот. Если молодой ученый самостоятельно выявил
перспективную проблематику и не нуждается в помощи старшего коллеги, да и
сам не хочет быть чьим-то помощником, ему следует выбрать пассивного
руководителя, который просто обеспечит его необходимым материалом для
работы. Но человек, еще нуждающийся в помощи, должен выбирать такого
научного руководителя, который будет работать вместе с ним в лаборатории и
имеет репутацию наставника, а не эксплуататора своих ассистентов. До того
как принять решение, будущий помощник может навести справки о будущем шефе в
неофициальной беседе с его подчиненными. Что же касается руководителя, то
его положение сложнее, поскольку при выборе помощника ему неминуемо
приходится полагаться на формальную беседу с кандидатом на должность либо на
рекомендательных письма, но, как известно, и то и другое недостаточно
надежно. В этом случае для обеих сторон лучше всего заключить для начала
временное соглашение, которое позволит новичку оценить свои перспективы
работы не только с руководителем, но и со всем научным коллективом.