Виды и классификация конфликтов

Тема 13

Управление конфликтами в компании

Содержание тем:

1.Природа и причины конфликтов.

2. Виды и классификация конфликтов.

3. Управление конфликтной ситуацией.

4. Переговоры как способ разрешения конфликта.

5. Природа стресса и управление стрессом.

6. Управление изменениями в организации.

Природа и причины конфликтов.

 

Конфликт – это специфическая форма общения между людьми, проявляющаяся в эмоционально насыщенных противодействиях и столкновениях, направленных на разрешение возникшего между ними острого противоречия.

 

Попытки разрешать конфликты только жизненным опытом и здравым смыслом, желанием скорее преодолеть их очень часто терпят неудачи.

Конфликт вырастает из противоречий, но не всякое противоречие становится конфликтом; для этого необходимы определенные условия:

1) задеты духовные или материальные интересы личности;

2) поставлен под сомнение социальный статус личности;

3) унижено личное достоинство человека;

4) эмоционально-напряженное состояние отдельных личностей, а то и коллектива в целом;

5) стойкое несогласие, переросшее в неразрешимое противоречие.

Конфликты многосторонни и многоплановы, поэтому психология классифицирует их:

1. По масштабу: социальный (классы, социальные группы), массовый (большие группы), межгрупповой (между группами), групповой (с вовлечением всей группы), межличностный (несколько личностей), внутриличностный (сам с собой).

2. По сфере проявления: производственный, учебный, служебный (может быть по вертикали: начальник – подчиненный или по горизонтали: коллега – коллега), бытовой, психологический, в сфере досуга.

3. По характеру протекания: медленно тлеющий (может нарастать неделями и месяцами), взрывной (мгновенное усиление остроты) и лавинообразный (включение все большего и большего числа участников).

Основные причины конфликтов сегодня объединяются в 3 группы:

1) недостатки организации в деятельности коллектива;

2) недостатки управления, ошибки руководства;

3) проблемы в межличностных отношениях.

Результаты исследований причин конфликтов свидетельствуют:

- по вине руководителей происходит 52% конфликтов;

- по причине психологической несовместимости – 33 %;

- по недоработкам в подборе кадров – 15 %.

Современная конфликтология определяет, что конфликт проходит несколько стадий:

- предконфликтная (конфликтная готовность);

- собственно конфликт;

- разрешение конфликта.

 

Конфликт может очень серьезно сказаться на жизни и деятельности коллектива; есть подсчеты, что в результате конфликта производительность труда может снизиться до 15 %.

 

Однако общепринятое мнение о том, что конфликты имеют только отрицательные последствия, явно устарело; сегодня рассматриваются и множественные позитивные итоги конфликтов в трудовых коллективах:

1) они высвечивают узкие места в организации и управлении производством;

2) они вскрывают нерешенные вопросы и ошибки в подборе и расстановке кадров;

3) они обнажают причины и проявления отрицательных тенденций в деятельности и поведении членов коллектива;

4) они как бы проверяют зрелость общественного мнения коллектива;

5) они регулируют поведение лиц, в какой-то мере отклоняющихся от сложившихся в коллективе норм и правил поведения.

 

Виды и классификация конфликтов.

Классификация конфликтов основывается на определенных признаках.

 

В качестве базовых принять считать:

Воздействие возникшего противоречия на группу или организацию.

Содержание конфликта.

Характеристики его участников.

Обращаясь к психологии, которая как наука, досконально изучила проблему конфликтов, можно выделить следующие их виды по характеру участников:

межличностные, которые происходят среди, как минимум, двух людей и являются наиболее распространенными;

внутриличностные – это противоречия между взаимно исключающими друг друга желаниями, импульсами или тенденциями, существующими внутри одного человека, своеобразная психическая борьба;

межгурпповые, к которым относятся разногласия между группами людей, объединенными общими интересами;

социальные – противоречия, развивающиеся внутри выстроенной системы отношений группы людей или внутри социального института;

между группой людей и одной личностью, когда один из членов группы нарушает общепринятые нормы поведения.

 

Если рассматривать конфликты, возникшие по признаку воздействия на функционирование группы, то можно отметить следующие их виды:

конструктивные, завершением которых является принятие взвешенных решений и дальнейшее продуктивное развитие взаимоотношений;

деструктивные, которые не могут завершиться приятием разумного решения, на основе которого могло бы быть выстроено эффективное взаимодействие.

Конфликты в зависимости от их содержания могут быть:

предметные, в них четко прослеживаются требования, противоречия вызваны их неисполнением;

беспредметные, когда цель конфликта заключается не в разрешении противоречий, а в выплеске негативных эмоций и накопившихся обид.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: