Тема 13
Управление конфликтами в компании
Содержание тем:
1.Природа и причины конфликтов.
2. Виды и классификация конфликтов.
3. Управление конфликтной ситуацией.
4. Переговоры как способ разрешения конфликта.
5. Природа стресса и управление стрессом.
6. Управление изменениями в организации.
Природа и причины конфликтов.
Конфликт – это специфическая форма общения между людьми, проявляющаяся в эмоционально насыщенных противодействиях и столкновениях, направленных на разрешение возникшего между ними острого противоречия.
Попытки разрешать конфликты только жизненным опытом и здравым смыслом, желанием скорее преодолеть их очень часто терпят неудачи.
Конфликт вырастает из противоречий, но не всякое противоречие становится конфликтом; для этого необходимы определенные условия:
1) задеты духовные или материальные интересы личности;
2) поставлен под сомнение социальный статус личности;
3) унижено личное достоинство человека;
4) эмоционально-напряженное состояние отдельных личностей, а то и коллектива в целом;
|
|
5) стойкое несогласие, переросшее в неразрешимое противоречие.
Конфликты многосторонни и многоплановы, поэтому психология классифицирует их:
1. По масштабу: социальный (классы, социальные группы), массовый (большие группы), межгрупповой (между группами), групповой (с вовлечением всей группы), межличностный (несколько личностей), внутриличностный (сам с собой).
2. По сфере проявления: производственный, учебный, служебный (может быть по вертикали: начальник – подчиненный или по горизонтали: коллега – коллега), бытовой, психологический, в сфере досуга.
3. По характеру протекания: медленно тлеющий (может нарастать неделями и месяцами), взрывной (мгновенное усиление остроты) и лавинообразный (включение все большего и большего числа участников).
Основные причины конфликтов сегодня объединяются в 3 группы:
1) недостатки организации в деятельности коллектива;
2) недостатки управления, ошибки руководства;
3) проблемы в межличностных отношениях.
Результаты исследований причин конфликтов свидетельствуют:
- по вине руководителей происходит 52% конфликтов;
- по причине психологической несовместимости – 33 %;
- по недоработкам в подборе кадров – 15 %.
Современная конфликтология определяет, что конфликт проходит несколько стадий:
- предконфликтная (конфликтная готовность);
- собственно конфликт;
- разрешение конфликта.
Конфликт может очень серьезно сказаться на жизни и деятельности коллектива; есть подсчеты, что в результате конфликта производительность труда может снизиться до 15 %.
|
|
Однако общепринятое мнение о том, что конфликты имеют только отрицательные последствия, явно устарело; сегодня рассматриваются и множественные позитивные итоги конфликтов в трудовых коллективах:
1) они высвечивают узкие места в организации и управлении производством;
2) они вскрывают нерешенные вопросы и ошибки в подборе и расстановке кадров;
3) они обнажают причины и проявления отрицательных тенденций в деятельности и поведении членов коллектива;
4) они как бы проверяют зрелость общественного мнения коллектива;
5) они регулируют поведение лиц, в какой-то мере отклоняющихся от сложившихся в коллективе норм и правил поведения.
Виды и классификация конфликтов.
Классификация конфликтов основывается на определенных признаках.
В качестве базовых принять считать:
Воздействие возникшего противоречия на группу или организацию.
Содержание конфликта.
Характеристики его участников.
Обращаясь к психологии, которая как наука, досконально изучила проблему конфликтов, можно выделить следующие их виды по характеру участников:
межличностные, которые происходят среди, как минимум, двух людей и являются наиболее распространенными;
внутриличностные – это противоречия между взаимно исключающими друг друга желаниями, импульсами или тенденциями, существующими внутри одного человека, своеобразная психическая борьба;
межгурпповые, к которым относятся разногласия между группами людей, объединенными общими интересами;
социальные – противоречия, развивающиеся внутри выстроенной системы отношений группы людей или внутри социального института;
между группой людей и одной личностью, когда один из членов группы нарушает общепринятые нормы поведения.
Если рассматривать конфликты, возникшие по признаку воздействия на функционирование группы, то можно отметить следующие их виды:
конструктивные, завершением которых является принятие взвешенных решений и дальнейшее продуктивное развитие взаимоотношений;
деструктивные, которые не могут завершиться приятием разумного решения, на основе которого могло бы быть выстроено эффективное взаимодействие.
Конфликты в зависимости от их содержания могут быть:
предметные, в них четко прослеживаются требования, противоречия вызваны их неисполнением;
беспредметные, когда цель конфликта заключается не в разрешении противоречий, а в выплеске негативных эмоций и накопившихся обид.