Содержание школьного образования, источники его формирования. Пути совершенствования содержания образования

Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек — это человек знающий, развитый и воспитанный.

Источниками формирования содержания школьного образования является культура или социальный опыт. Можно выделить следующие составные части общественного опыта: опыт физического развития человека, опыт эстетического отношения к жизни, опыт трудовой и профессиональной деятельности, опыт познавательной и научной деятельности, опыт нравственных отношений. Соответственно выделяются основные направления содержания, воспитания и образования: физическое воспитание, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное воспитание.

Но содержание социального опыта, то есть культура, взятая в целом, еще не определяет содержания образования в школе. В социальном опыте или культуре необходимо найти более определенные источники, формирующие содержание школьного образования. Они определяют факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру. Таким фактором является наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, виды деятельности человека (практически-преобразующая, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественная).

Комплектование содержания образовательного материала из перечисленных источников осуществляется с учетом конкретно-исторических и психологических требований. В соответствии с этими требованиями содержание социального опыта подвергается педагогической переработке. Он отбирается с позиций его ценности и нужности для обеспечения активного участия выпускника школы в жизни и для решения задач развития психических свойств и качеств детской личности.

Наконец, при формировании содержания образования учитываются требования индивидуального развития детей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматриваются кроме обязательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному развитию профессиональных интересов, склонностей учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: