Муниципальных образований

Содержание документов территориального планирования

Субъектов Российской Федерации

Содержание документов территориального планирования

Российской Федерации

Содержание документов территориального планирования

В соответствие со ст. 10 ГК РФ документами территориального планирования РФ являются схемы территориального планирования РФ в области:

1) развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;

2) обороны страны и безопасности государства;

3) развития энергетики;

4) развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения;

5) защиты территорий двух и более субъектов Российской Федерации, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

6) развития космической деятельности;

7) естественных монополий;

8) в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации областях (рис. 8).

Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования применительно ко всей территории Российской Федерации или ее части.

Схема территориального планирования Российской Федерации
Развитие федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи
Оборона страны и безопасности государства
Развитие энергетики
Развитие естественных монополий
Защита территорий двух и более субъектов РФ, подверженных риску возникновения ЧС
Развитие и размещение особо охраняемых природных территорий федерального значения связи
Развитие космической деятельности связи


Рисунок 8 – Содержание территориального планирования РФ

Схемы территориального планирования Российской Федерации могут включать в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, в том числе:

1) объектов федеральных энергетических систем;

2) объектов использования атомной энергии;

3) объектов обороны и безопасности;

4) объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи;

5) объектов, обеспечивающих космическую деятельность;

6) объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

7) линейных объектов, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;

8) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами полномочий Российской Федерации и выполнения международных обязательств Российской Федерации.

Схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании (текстовая часть) и соответствующие карты (схемы).

Положения о территориальном планировании включают в себя:

1) цели и задачи территориального планирования;

2) перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.

На картах (схемах), содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, отображаются:

1) границы субъектов Российской Федерации, границы закрытых административно-территориальных образований, границы особых экономических зон, границы муниципальных образований;

2) границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границы земель обороны и безопасности, а также планируемые границы таких земель;

3) границы территорий объектов культурного наследия;

4) границы зон с особыми условиями использования территорий;

5) границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

6) границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в федеральной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.

Для утверждения схем территориального планирования РФ осуществляется подготовка материалов по обоснованию их проектов в текстовой форме и в виде карт (схем).

Материалы по обоснованию проектов схем территориального планирования РФ в текстовой форме включают в себя:

1) обоснование вариантов решения задач территориального планирования;

2) перечень мероприятий по территориальному планированию;

3) обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации;

4) перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На картах (схемах) в составе материалов по обоснованию проектов схем территориального планирования РФ отображаются:

1) информация о состоянии соответствующей территории, возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования;

2) предложения по территориальному планированию.

Необходимая информация отображается на следующих картах (схемах):

1) карты (схемы) использования территории Российской Федерации, частей территории Российской Федерации с отображением границ земель различных категорий, иной информации об использовании соответствующей территории;

2) карты (схемы) ограничений, утверждаемые в составе документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и документов территориального планирования муниципальных образований, в том числе карты (схемы) границ территорий объектов культурного наследия, карты (схемы) границ зон с особыми условиями использования территорий, карты (схемы) границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, карты (схемы) границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, последствия размещения которых могут привести к негативным изменениям качества окружающей среды (далее - зоны негативного воздействия), карты (схемы) границ зон экологического риска и возможного загрязнения окружающей среды вследствие аварий на потенциально опасных производственных объектах и объектах транспортной инфраструктуры;

3) карты (схемы) с отображением результатов анализа комплексного развития территории и размещения объектов капитального строительства федерального значения, в том числе с учетом результатов инженерных изысканий;

4) иные карты (схемы).

Положения федеральных схем территориального планирования учитываются на уровне субъектов РФ при составлении схем территориального планирования субъектов РФ.

Субъектами Российской Федерации являются 21 республика, 46 областей, 9 краев, 1 автономная область, 4 автономных округа и 2 города федерального значения (г. Москва и г. Санкт-Петербург).

Согласно ст. 14 ГК РФ документами территориального планирования субъектов РФ являются схемы территориального планирования субъектов РФ. Подготовка схемы территориального планирования субъекта РФ может осуществляться применительно ко всей территории субъекта РФ или к ее частям.

Схемы территориального планирования субъектов РФ могут включать в себя карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе:

1) объектов энергетических систем регионального значения;

2) объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

3) линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;

4) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации полномочий субъектов Российской Федерации (рис. 9).

Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации
Изменение границ земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий
Размещение объектов капитального строительства регионального значения
Развитие и размещение особо охраняемых природных территорий регионального значения
Объекты энергетических систем регионального значения
Объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения
Линейные объекты регионального значения, обеспечивающие деятельность естественных монополий
Иные объекты, размещение которых необходимо для осуществления полномочий субъектов РФ


Рисунок 9 – Содержание территориального планирования

субъектов РФ

Схема территориального планирования субъекта РФ содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).

Положения о территориальном планировании, содержащиеся в схеме территориального планирования субъекта РФ, включают в себя:

1) цели и задачи территориального планирования;

2) перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.

На картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования субъекта РФ, отображаются:

1) границы муниципальных образований - городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации;

2) границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы земель обороны и безопасности;

3) границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также планируемые границы таких земель;

4) границы территорий объектов культурного наследия;

5) границы зон с особыми условиями использования территорий;

6) границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

7) границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства регионального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности субъекта РФ, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Таким образом, схема территориального планирования субъекта РФ - это документ территориального планирования, представляющий собой совокупность материалов в текстовой и графической форме, содержащих основные положения планируемого пространственного использования территории субъекта РФ, ориентируясь на федеральные и региональные стратегии и программы перспективного социально-экономического развития в различных областях.

В схемах территориального планирования субъектов РФ исследуют этапы и особенности исторического развития региона, систему расселения, анализируют сложившиеся тенденции развития хозяйственного комплекса, внешнеэкономический потенциал, межрегиональные связи, проводят ресурсно-градостроительный анализ, определяют потенциал развития региональной экономики и т.д.

Структурным звеном разработки схемы территориального планирования также является функциональное зонирование территории. Это – разграничение территории административно-территориального образования по ее назначению с определением для каждой из зон целевого функционального использования и режимов использования с учетом историко-культурной, природной ценности территории, экологических и технических требований, ограничивающих использование территорий в хозяйственной деятельности.

Утвержденное в соответствующем порядке, функциональное зонирование является одним из регламентов правоотношений в землепользовании, природопользовании и градостроительстве.

Содержание схемы территориального планирования субъекта РФ предопределяет, какими будут мероприятия по территориальному планированию развития региона.

Разработку Схемы территориального планирования субъекта РФ рассмотрим на примере Ростовской области. Исполнитель - ФГУП «РосНИПИУрбанистики», г. Санкт-Петербург, работа завершена в 2005 г. Схема территориального планирования утверждена постановлением Администрации Ростовской области от 21.12.07 №510 и опубликована на официальном портале Ростовской области (www.donland.ru) (рис. 10).

Схема территориального планирования Ростовской области, включает следующие положения.

1.Цели и задачи территориального планирования Ростовской области.

В соответствии с градостроительным кодексом РФ разработка документа территориального планирования направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и объединений.


Рисунок 10 – Схема территориального планирования Ростовской области

При этом важнейшей идеологической установкой документов территориального планирования, как практически и во всем мире, является установка на «устойчивое развитие», или иными словами на изменения, которые не помешают, а напротив, будут способствовать не только решению текущих проблем, но и позитивному развитию территорий в долгосрочной перспективе.

2. Мероприятия по территориальному планированию Ростовской области. Основополагающими для развития территории Ростовской области являются проектные решения Схемы по выделению территориальных зон, имеющих различное функциональное назначение.

Определены приоритетные производственные зоны: Южно-Батайская, Юго-Восточная Азовская, Новоалександровская, Красносулинская, Октябрьская. На их базе будут созданы зоны экономического развития промышленного типа. Для каждой зоны обозначены "якорные" резиденты - крупные предприятия, «задающие тон» развития промышленной зоны.

Не менее существенны решения схемы, связанные с развитием транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, обеспечивающих надежность функционирования и возможность позитивного преобразования системы расселения на территории области.

Схема территориального планирования Ростовской области содержит разделы:

1) расселение;

2) промышленный комплекс;

3) сельскохозяйственный комплекс;

4) транспортная инфраструктура;

5) строительный комплекс;

6) развитие туристско-рекреационного комплекс;

7) инженерная инфраструктура:

- водоснабжение

- канализация и водоотведение

- энергоснабжение

- газоснабжение

8) экология и безопасность.

Схема развития транспортного комплекса области в составе схемы территориального планирования представлена на рис. 11.

Транспортный комплекс области представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным (морским и речным), воздушным и трубопроводным.

В связи с изменившейся геополитической ситуацией в стране, территория приграничной Ростовской области стала рассматриваться как путь для пропуска транзита из России в страны Западной Европы и Персидского залива.

Потеря морских портов на Украине привела к необходимости развития водного транспорта, что усиливает роль территории Ростовской области для транзита и перевалки грузопотоков, связанных с международным обменом.

Характерной чертой конфигурации транспортной сети области является концентрация автодорог основной сети и магистральных железных дорог в западной, наиболее урбанизированной части области.



Рисунок 11 - Развитие транспортной инфраструктуры

в схеме территориального планирования

Ростовской области


Транспортная инфраструктура области составляет части ведущих международных транспортных коридоров (МТК) №9, коридора проходящего по маршруту Санкт-Петербург–Москва–Ростов-на-Дону–Новороссийск и МТК №2-«Транссиб», коридора, проходящего по маршруту Саратов–Волгоград–Каменск-Шахтинский–Ростов-на-Дону–Новороссийск.

Плотность автомобильных дорог общего пользования, рассчитанная на территорию без водных пространств, составляет 122,9км на 1000кв. км, из них федеральных – 7км. на 1000кв.км.

На основе проведенного анализа в проекте даны предложения по укреплению областной автодорожной сети и строительству новых автодорог.

Всего проектом предлагается реализовать около 300 км новых скоростных дорог, а с учетом федеральной трассы Москва-Баку (дублера существующей автодороги) – около 700км и около 5000км – новых территориальных автодорог.

Проектом предлагается резервировать площадку для возможности строительства нового аэропорта. В развитии водного транспорта предлагается строительство нового грузового порта.

В целях утверждения схемы территориального планирования субъекта РФ осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию ее проекта в текстовой форме и в виде карт (схем).

Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования субъекта РФ в текстовой форме включают в себя:

1) обоснование вариантов решения задач территориального планирования;

2) перечень мероприятий по территориальному планированию;

3) обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации;

4) перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На картах (схемах) в составе материалов по обоснованию проекта схемы территориального планирования субъекта Р Ф отображаются:

1) информация о состоянии соответствующей территории, о возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования;

2) предложения по территориальному планированию.

Данные схем территориального планирования субъекта РФ являются технико-эколого-экономическим обоснованием для разработки документов территориального планирования муниципальных образований – схем территориального планирования муниципальных образований, генеральных планов городских округов и других поселений.


В соответствии со ст. 18 ГК РФ. Документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов

Схема территориального планирования муниципального района включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:

1) объектов электро- и газоснабжения в границах муниципального района;

2) автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

3) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района.

Схема территориального планирования муниципального района содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).

Положения о территориальном планировании, содержащиеся в схеме территориального планирования муниципального района, включают в себя:

1) цели и задачи территориального планирования;

2) перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.

На картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района, отображаются:

1) существующие и планируемые границы поселений, входящих в состав муниципального района;

2) границы земель различных категорий в пределах межселенных территорий;

3) границы территорий объектов культурного наследия;

4) границы зон с особыми условиями использования территорий;

5) границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства местного значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности муниципального района, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;

6) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства на межселенных территориях;

7) границы населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях (рис. 12).

Схемы территориального планирования муниципальных районов
Отображение существующих и планируемых границ поселения
Отображение границ земель различных категорий в пределах межселенных территорий
Отображение границ территорий объектов культурного наследия и зон с особыми условиями использования
Размещение объектов капитального строительства местного значения
Отображение населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях
Генеральные планы поселений
Генеральные планы городских округов
Проекты планировки территорий
Проекты межевания территорий


Рисунок 12 – Содержание территориального планирования

муниципального района

В целях утверждения схемы территориального планирования муниципального района осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию ее проекта в текстовой форме и в виде карт (схем).

Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования муниципального района в текстовой форме включают в себя:

1) обоснование вариантов решения задач территориального планирования;

2) перечень мероприятий по территориальному планированию;

3) обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации;

4) перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На картах (схемах) в составе материалов по обоснованию проекта схемы территориального планирования муниципального района отображаются:

1) информация о состоянии соответствующей территории, о возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования;

2) предложения по территориальному планированию.

Информация о состоянии соответствующей территории отображается на следующих картах (схемах):

1) карты (схемы) использования территории муниципального района;

2) карты (схемы) ограничений, утверждаемые в составе схем территориального планирования Российской Федерации, схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов поселений, в том числе карты (схемы) границ территорий объектов культурного наследия, карты (схемы) границ зон с особыми условиями использования территорий, карты (схемы) границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, карты (схемы) границ зон негативного воздействия объектов капитального строительства местного значения в случае размещения таких объектов;

3) карты (схемы) с отображением результатов анализа комплексного развития территории и размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе с учетом результатов инженерных изысканий;

4) иные карты (схемы).

Рассмотрим вопросы функционального зонирования территории Ростовской области на примере Схемы территориального планирования Западного внутриобластного района Ростовской области - "Восточно-Донбасской Агломерации", которая содержит планировочные рекомендации по территориальному размещению различных функциональных зон: городского и сельского расселения, особо охраняемых природных комплексов, зон сельского хозяйства, туризма и др. Указанный документ разработан ОАО «НИИП Градостроительства» (Санкт-Петербург).

Предложение по функциональному зонированию учитывает выводы комплексной оценки территории, которая выполнена с учетом традиционных оценочных элементов (инженерно-строительные и инженерно-геологические условия, почвы, водные ресурсы, транспортная обеспеченность, экология и пр.), а также с учетом экономического развития и планировочной структуры Ростовской области.

Схемой территориального планирования определены основные функциональные зоны.

1. Зона урбанизациивключает в себя:

- территории городов в пределах городской черты и в пределах городских округов и поселений, населенных мест, поселков;

- территории автодорог и железных дорог с развивающейся транспортной инфраструктурой;

- территории инженерных сетей с объектами инженерной инфраструктурой.

Своеобразное ядро зоны урбанизации образуют близко расположенные города Шахты, Новошахтинск и Красный Сулин. В этой группе г. Шахты выделяется значительно более высокой численностью населения и уровнем развития градообразующей базы. Зона влияния ядра агломерации охватывает территорию Октябрьского, Красносулинского, Каменского, Белокалитвинского, Тацинского и Усть-Донецкого муниципальных районов. Районы связаны с ядром агломерации как функционально, так и в средовом отношении: транспортным и экологическим (природно-ландшафтным) каркасами, сервисными, трудовыми и производственными корреспонденциями, что можно считать признаками активно развивающейся агломерации.

2. Зона преимущественного сельскохозяйственного использования.

Пространство к востоку от Восточной обходной дороги рассматривается в основном как сельская территориальная зона с частичным размещением предприятий добывающей промышленности, а также местных обрабатывающих комплексов в пределах поселков городского типа.

Численность сельского населения на территории агломерации составляет 271,5 тыс. человек. Этот контингент рассредоточен по 19 местным групповым системам, образующим линейно-полосовые группы сельских населенных мест. Наиболее крупные из них Глубокинской, Большекалитвинецкой, Калитвинской и Быстрореченской системами. Некоторые полосовые структуры являются частями развитых линейных форм, переходящих в соседние районы (Калитвинская, Быстрореченская). Такого рода форма сельского расселения глубоко традиционна; она формируется спонтанно возле водного зеркала, позволяющего использовать долины водотоков под пастбища, сенокосы,, рекреационные зоны. Полосовые группы поселений связаны местными дорогами с центрами соседних поселений, районов и ближайших городов.

3. Зона охраняемых территорий. К числу особо охраняемых природных территорий относятся памятники природы, заказники, ключевые орнитологические территории, природные парки, водоохранные зоны. При формировании проектного решения авторами использовался метод послойного анализа, как наиболее адаптированный к компьютерной интерпретации.

4. Зона развития рекреационной инфраструктуры. Развитая гидрографическая сеть с озеленяемыми речными долинами, формирующими экологический каркас региона, предопределяет возможность развития зоны социальной рекреации и реабилитационно-оздоровительной деятельности. Емкость зоны рассчитывается исходя из возможности ее использования населением агломерации и соседних районов благодаря достаточно развитой транспортной сети.

На рис. 13 показаны территории селитебной зоны городов, производственных и санитарно-защитных зон, лесного фонда, акватории водоемов и водотоков, элементы рекреационной зоны, особо охраняемые территории.

Результатом анализа ресурсного потенциала территории и функционального зонирования стало выявление свойств территории, ограничивающих возможности её использования для всех или отдельных видов хозяйственной деятельности; изыскание территориальных ресурсов для развития основных видов хозяйственной деятельности; систематизация достоверных сведений о территории, позволяющих административным органам оперативно принимать взвешенные и обоснованные решения по всем возникающим планировочным вопросам.

Полученные сведения позволяют наиболее полно и обоснованно сформировать в схеме мероприятия по территориальному планированию.

Одним из основных мероприятий схемы является обоснование поселенческого каркаса – устойчивых систем расселения.

Рисунок 13 – Функциональное зонирование внутриобластного района

Ростовской области - "Восточно-Донбасской Агломерации"

В основу Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г. положены тезисы ограниченного прироста населения и освоения ресурсов с учетом реальных инвестиционных потенциалов. Поэтому

при определении концепции развития рассматриваемого района учитывались два фактора. Первый — «прогрессирующая депопуляция», с 1992 г. характеризующая динамику развития демографических процессов в целом по стране. Второй фактор — реализация программы реструктуризации угольной промышленности, неизбежно создающая контингент безработных шахтеров, образующих трудовой ресурс для новых объектов промышленности и системы переподготовки кадров. В таких условиях нет оснований для кардинальных подвижек в развитии людских ресурсов и размещении новых объектов промышленности.

Схема территориального планирования области и стратегия ее социально-экономического развития сводятся к единой модели развития, согласно которой в ближайшем будущем не следует ожидать массового и равнозначного развития всех населенных мест области. Напротив, в создавшейся ситуации следует стабилизировать существующие поселения, обоснованно выбирая среди них «точки роста», концентрируя на них основные инвестиционные проекты, усиливая их инвестиционную привлекательность.

«Точка роста» первого ранга — это ядро агломерации, ко второму рангу относятся поселения, входящие в зону активного экономического развития, к третьему — центры наиболее крупных сельских поселений.

Границы зон приоритетного экономического развития определены с учетом ресурсного потенциала, наличия железных дорог и ж/д станций, благоустроенных автомобильных дорог, сетей инженерных систем, поселений городского типа с резервом трудовых ресурсов, что в основном предопределяет инвестиционную привлекательность территории, подтверждаемую фактами инвестиций в объекты экономического развития.

На плане выделены 10 зон активного экономического развития: центральное ядро агломерации, линейно-полосовая группа Гуково — Алмазный — Зверево, группа Каменск-Шахтинский — Лиховской, Донецк, в восточной части агломерации — Тацинско-Жирновская, Усть-Донецкая, Углегорско-Чапаевская, Садкинская, Шолоховская, Белокалитвинская зоны.

Дополнительно намечены отдельные узлы в зонах комплексного развития и при обособленно размещенных объектах (новые шахты, Новоростовская ГРЭС).

Особенность территориального зонирования агломерации связана с четким выделением исторически сложившихся урбанизированной и дезурбанизацированной планировочных зон. Урбанизированная зона сложилась в западной части агломерации и представляет собой скопление городов и поселений городского типа (Шахты, Красный Сулин, Новошахтинск, Гуково, Донецк, Каменск-Шахтинский, Зверево, поселки Горный, Лиховской, Алмазный, Каменоломни, Углеродовский). Наблюдаемое в настоящее время «срастание» городов Шахты и Красный Сулин, Красный Сулин и Новошахтинск в перспективе может привести к образованию единого города. Однако, учитывая 20-летний расчетный срок реализации СТП Восточно-Донбасской агломерации, концепция развития ориентирована на сохранение статуса городов Шахты, Новошахтинск и Красный Сулин с учетом возможности их объединения в более отдаленной перспективе.

Принципиальная модель формирования центрального ядра агломерации представлена на рис. 14.

Транспортный каркас Восточного Донбасса представлен сетью федеральных и региональных автодорог, магистральными линиями железных дорог, судоходными фарватерами Дона и Северского Донца.

Основу транспортного каркаса агломерации (рис. 15) составляют федеральные дороги М-4 (Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону) и М-21 (Волгоград — Украина).

Рисунок 14 - Модель формирования центрального ядра агломерации

Дорога М-21 подходит к приграничным таможням через городские улицы, перегружая участок дороги М-4. Проектное решение предусматривает более четкие подходы дороги М-21 и сопровождающей ее железной дороги к приграничной зоне. В настоящее время дорога М-4 в пределах участка Новочеркасск — Глубокий перегружена, а от Глубокого к северу — требует полной реконструкции с переводом из III категории в I (реконструкция уже начата). Учитывая необходимость разгрузки южного участка дороги М-4 и создания восточного обхода городов Новочеркасск и Шахты, предусматривается строительство восточного дублера дороги М-4 в соответствии с СТП области. Трасса получила некоторое уточнение в плане.

Особенно примечателен экологический каркас агломерации. В условиях южной степной зоны с ярко выраженными трудностями культивации древостойных растительных форм (они удерживаются только в местах стабильного увлажнения — в долинах рек) ландшафтный каркас является в полном смысле экологическим. К долинам основных рек стремится все живое: лесные массивы, фауна, сельские поселения, образующие по берегам рек линейно-полосовые системы освоения территории.

Рисунок 15 – Развитие транспортной инфраструктуры внутриобластного

района Ростовской области - "Восточно-Донбасской Агломерации"

Основу экологического каркаса составляет четырехуровневая гидрографическая сеть: первый уровень представлен базисным водотоком — Доном, второй — его притоками (реки Северский Донец и Аксай). Дон и Северский Донец являются судоходными. Третий уровень — притоки Северского Донца и Аксая (реки Кадамовка, Керчик, Грушевка, Кундрючья, Лихая, Провалье, Каменка, Калитва, Калитвинец, Быстрая), четвертый уровень — притоки водотоков третьего уровня (реки Аюта, Атюхта, Сухой Керчик, Бургуста, Несветай и др.). При этом территория подразделяется на семь водосборных бассейнов.

Для развития туризма интерес может представлять заповедная историко-культурная зона в центре г. Шахты, а также центры казачьего быта в ст. Пухляковской.

Как было указано выше, одним из документов территориального планирования муниципального образования является генеральный план.

Генеральный план - проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий. Основной частью генерального плана (также называемой собственно генеральным планом) является масштабное изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории. При этом объектом проектирования может являться как земельный участок с расположенным на нём отдельным архитектурным сооружением, так и территория целого города или муниципального района.

Рассмотрим содержание генерального плана г. Азов Ростовской области, разработанного ОАО «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов» (ОАО «НИИП Градостроительства»).

Генеральный план развития г. Азова предусматривает:

- развитие экономического потенциала на основе государственных программ и инвестиций;

- улучшение условия проживания, повышения нормы жилой обеспеченности, строительство жилых домов, удовлетворяющих различные потребности населения;

- формирование и развитие системы культурно-бытового обслуживания, направленное на достижение главной цели градостроительной политики - обеспечение комфортности проживания;

- формирование инфраструктуры, способствующей развитию внутреннего и межрегионального туризма;

- проведение реставрационных работ по объектам культурного наследия; формирование культурно-исторических зон, в том числе «крепости Азов»;

- формирование планировочной структуры тремя жилыми районами: Центральный, Западный и Восточный;

- развитие инженерной и транспортной инфраструктур

- градоэкологические мероприятия, направленные на повышение экологического комфорта.

Графическая часть генерального плана содержит:

- опорный план;

- ситуационный план;

- основной чертеж (рис. 16);

Рисунок 16 – Основной чертеж генерального плана г. Азов

- историко-градостроительный и архитектурный опорный план;

- план охраняемых ландшафтов;

- средовое зонирование;

- сводную схему зон охраны объектов культурного наследия;

- схему вариантов территориального развития;

- схему вариантов размещения порта;

- схему градостроительного развития системы общественных центров;

- схему ландшафтно-рекреационного зонирования и туризма;

- схему функционального зонирования;

- схему транспортной инфраструктуры (рис. 17);

- схему инженерной подготовки территории (рис.18);

Рисунок 17 - Схема транспортной инфраструктуры г. Азов

Рисунок 18 – Схема инженерной подготовки территории

- схему границ первой очереди проектирования и строительства;

- предложение по городской черте.

Вопросы для самоконтроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: