Вопросы к экзамену (2 семестр)

По дисциплине

«Теории обучения и воспитания»

1. Понятие о дидактике как отрасли педагогической науки. Предмет, задачи, категориальный аппарат дидактики. Отечественные и зарубежные ученые, внесшие вклад в развитие дидактики.

2. Понятие концепции в педагогике. Основные дидактические концепции. Обучение и развитие в традиционной и гуманистической концепциях.

3. Обучение в структуре целостного педагогического процесса, его особенности, функции, структура. Движущие силы процесса обучения.

4. Сущность понятий «цель», «целеполагание», «целеполагание в педагогике». Источники, функции, этапы целеполагания в дидактике. Классификация целей обучения.

5. Сущность понятий «мотив», «мотивация», «познавательная мотивация». Мотивационный компонент учебного процесса. Виды познавательных мотивов. Способы изучения и формирования познавательной мотивации учащихся.

6. Понятие закона и закономерности обучения. Характеристика основных законов и закономерностей обучения. Классификация закономерностей обучения.

7. Понятия принципа обучения. Классификация принципов обучения. Принципы обучения и правила их реализации.

8. Понятие и компоненты содержания образования в знаниево-ориентированном и личностно ориентированном подходах. Факторы, принципы и критерии отбора содержания общего образования.

9. Понятие содержания образования. Государственный образовательный стандарт, его функции и структура.

10. Понятие содержания образования. Современные дидактические концепции и содержание образования (дидактический материализм, дидактический формализм, утилитаризм, функциональный материализм).

11.Основные документы, определяющие содержание образования учащихся.Учебный план: понятие, принципы составления, структура. Базисные, типовые, рабочие учебные планы.

12. Основные документы, определяющие содержание образования учащихся. Учебная программа: понятие, виды, функции. Структура учебной программы.

13. Основные документы, определяющие содержание образования учащихся. Учебная литература: виды, основные требования. Учебник: понятие, функции, структура.

14. Методы обучения: понятие, подходы к классификации. Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского. Критерии выбора методов обучения.

15. Понятие и характеристика современных методов обучения. Методы обучения в традиционных и развивающих системах обучения.

16. Понятие «форма организации обучения». Функции ФОО. Развитие ФОО в истории образования.

17. Понятие «форма организации обучения». Классно-урочная система обучения. Урок как основная форма организации обучения в школе.

18. Понятие «форма организации обучения». Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе, их характеристика.

19.Понятие «средство обучения». Функции и классификация средств обучения.

20. Сущность понятий «технология», «педагогическая технология», «технология обучения». Классификация технологий обучения.

21. Сущность понятий «технология», «педагогическая технология», «технология обучения». Характеристика современных образовательных технологий (технология коллективного способа обучения, технология модульного обучения, технология проектной деятельности, технология исследовательского обучения и др.).

22. Учебные ситуации: понятие, типология и виды. Этапы моделирования учебных ситуаций.

23. Виды, формы и методы диагностики результатов обучения в истории дидактики. Диагностика обученности (успеваемости): понятие и принципы.

24.Воспитание как культурно-исторический феномен и педагогическая категория. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, его особенности.

25.Закономерности и принципы воспитания: понятие, классификации, характеристика.

26. Движущие силы воспитания.

27.Цель воспитания: понятие, сущность, основные характеристики. Факторы, влияющие на постановку и достижение целей воспитания.

28.Классификация целей воспитания. Уровни целеполагания.

29.Цели воспитания в истории человеческого общества. Современные подходы к постановке целей и задач воспитания.

30.Понятие и функции содержания воспитания. Источники и структурные компоненты содержания воспитания.

31.Понятие содержания воспитания. Содержание воспитательной деятельности педагога.

32. Понятия методов, приемов, средств воспитания. Классификации методов воспитания.

33.Понятие метода воспитания. Отличительные особенности методов воспитания, условия их эффективности.

34.Понятие формы воспитания. Современные формы воспитания, их классификация.

35.Понятие «технология воспитания» в современной педагогической науке. Характеристика технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е. Щурковой).

36. Понятие «технология воспитания» в современной педагогической науке. Характеристика технологии педагогического общения;

37. Понятие «технология воспитания» в современной педагогической науке. Характеристика технологии предъявления педагогического требования технологии педагогического разрешения конфликта.

38. Понятие «технология воспитания» в современной педагогической науке. Характеристика технологии воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова)

39.Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов.

40.Понятие воспитательной системы. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы.

41. Характеристика воспитательных систем (гуманистическая воспитательная система В.А. Караковского, Школа диалога культур В. Библера-С.Курганова, Вальдорфская педагогика Р.Штайнера и др.)

42.Типы классного руководства в современной школе.

43.Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

44.Понятие воспитанности. Критерии и показатели воспитанности личности.

45.Методы и методики диагностики воспитанности. Принципы анализа воспитательного процесса (по Н.Е. Щурковой).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: