5.1. После получения сообщения от ДНЦ или ДСП о следовании встречного поезда, потерявшего управление тормозами (подвижного состава, ушедшего со станции) машинист поезда обязан немедленно остановить поезд экстренным торможением, одновременно подтвердить полученное сообщение и уточнить время ухода состава на встречу, а так же в зависимости от поездной обстановки:
- по радиосвязи сообщить ДНЦ, ДСП, ограничивающих перегон, и машинистам встречных и попутных поездов, находящихся на перегоне, о месте остановки;
- при следовании с пассажирским поездом после остановки дать команду о приведении в действие ручных тормозов и на эвакуацию пассажиров;
- отцепить локомотив от заторможенного состава и отъехать от него на возможно большее расстояние;
- в зависимости от ситуации, по радиосвязи сообщить поездному диспетчеру или дежурному по станции о принятых мерах;
- после остановки локомотива затормозить вспомогательный тормоз до достижения максимального давления воздуха в тормозных цилиндрах и, в зависимости от типа локомотива, опустить токоприемники, заглушить дизель, отключить рубильник аккумуляторной батареи;
- соблюдая меры личной безопасности немедленно покинуть локомотив и отойти на безопасное расстояние.
5.2. Машинист моторвагонного подвижного состава обязан немедленно затормозить состав и принять меры к безопасной эвакуации пассажиров.
5.3. В зависимости от складывающейся ситуации, после остановки поезда или отцепившегося от состава локомотива, помощник машиниста, соблюдая меры личной безопасности, обязан:
- уложить тормозные башмаки на рельсы на возможно большем расстоянии для задержания идущего на поезд (отцепившийся локомотив) встречного поезда (ушедшего со станции подвижного состава);
- после укладки башмаков немедленно отойти на безопасное расстояние.
В случае получения информации о движущемся навстречу поезду (МВПС) подвижном составе, или происходит последовательная смена огней на АЛСН с З на Ж, Ж на К-Ж, К-Ж на К, то немедленно применить экстренное торможение, после чего:
1. В пассажирском поезде:
- Сообщить начальнику поезда о необходимости закрепления поезда и эвакуации пассажиров.
- Доложить по радиосвязи о вынужденной остановке машинистам всех поездов и ДСП, ограничивающих перегон (при отсутствии связи с начальником поезда помощнику машиниста остаться у поезда для закрепления состава).
- Произвести отцепку локомотива и, подавая песок, следовать навстречу движущимся вагонам.
- При появлении вагонов, локомотив остановить и затормозить максимальным давлением в ТЦ.
- Помощник машиниста с 2-мя тормозными башмаками выдвигается вперёд для их укладки на разные нитки ж.д. пути на расстоянии не ближе 5-10 м между ними, после чего должен удалиться на безопасное расстояние
- Опустить токоприёмники, (на тепловозе заглушить дизель), выключить рубильник АБ.
- Самому покинуть локомотив и отойти в сторону на безопасное место.
2. Локомотивной бригаде МВПС:
- Помощник с 2-мя тормозными башмаками выдвигается вперёд для их укладки на рельсы.
- Открыть двери вагонов со стороны, обеспечивающей безопасную эвакуацию пассажиров, объявить по внутренней связи об эвакуации и сделать сообщение по радиосвязи о вынужденной остановке машинистам поездов, ДСП (ДНЦ).
- Опустить токоприёмники и принять меры к быстрейшей эвакуации пассажиров.
3. Локомотивной бригаде грузового поезда:
- Помощник машиниста с 2-мя тормозными башмаками выдвигается вперёд для их укладки на рельсы.
- Машинист докладывает по радиосвязи о вынужденной остановке машинистам всех поездов и ДСП, ограничивающих перегон.
- Машинист закрепляет состав поезда и, по возможности, отцепляется от состава и следует навстречу неуправляемому подвижному составу, действуя по п. 1.
4. Сообщение «ушли вагоны по соседнему пути»:
- Применить экстренное торможение, одновременно подтверждая полученное сообщение и уточнив время ухода.
- Направить помощника машиниста вперёд для установки тормозных башмаков на рельсы по соседнему пути.
- Сделать сообщение по радиосвязи о вынужденной остановке и доложить ДСП о принимаемых мерах.