Модуль 2. Выдающиеся люди России
Урок 1.
Прямая и косвенная речь.
Саша сказал: «Я хочу пойти с Инной». |
Саша сказал, что хочет пойти с Инной. |
Саша сказал мне, чтобы я пошел с Инной. |
Саша спросил меня: «Ты пойдешь с Инной?» |
Саша спросил меня, пойду ли я с Инной. |
ЗАПОМНИТЕ! |
После союза чтобы глагол в косвенной речи употребляется в прошедшем времени. Мы попросили преподавателя, чтобы он повторил задание. |
Задание 1. Слушайте, повторяйте, читайте.
- Мой друг спросил, давно ли я приехал в Россию.
- Аня сказала Мише, что свободна в субботу.
- Джон сказал: «Посмотрите этот фильм обязательно!»
- Марта спросила, ездили ли мы в прошлом году на море.
Задание 2. Прочитайте предложения и напишите, о чем спросили эти люди.
1. Нина спросила меня: «Ты интересуешься классической музыкой?» 2. Том спросил: «Тебе нравится заниматься футболом?» 3. Преподаватель спросил: «Вы уже прочитали эту главу?» 4. Мария спросила молодого человека: «Вы не знаете, где здесь аптека?»
Задание 3. Прочитайте диалог и расскажите, что вы узнали из него.
– Марта, что случилось?
- Я не знаю, где мой кошелек. Кажется, я забыла его в магазине.
- Не переживай, посмотри еще раз в сумке.
- Я смотрела внимательно. Там его нет. Оля, ты можешь одолжить мне денег на обед?
- Конечно, это не проблема.
- Спасибо. После занятий я схожу в магазин. Может, кошелек все еще там.
Задание 4. Каких известных путешественников вы знаете? Перепишите текст, употребив слова в скобках в нужной форме. Найдите и подчерните однородные члены предложения.
Н.Н. Миклухо-Маклай.
Николай Николаевич Миклуха, более известный по фамилии Миклухо-Маклай (1846—1888) – русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов (северо-восточный) берега Новой Гвинеи, (называемый) Берегом Маклая.
В честь ученого были названы гора и река на (Новая) Гвинее, участок (северо-восточный) побережья Новой Гвинеи от залива Астролябия до полуострова Юон (Берег Миклухо-Маклая), а также подводная гора в Тихом океане и залив на Земле Уилкса в Антарктиде.
Папуасы называли Миклухо-Маклая "русский человек". Позднее по всему побережью прошел слух, что Миклухо-Маклай не только "русский человек", но и "человек с луны".
О (великий) путешественнике написано много книг, издавались его труды, дневники, статьи, письма. В его дневниках помимо (научный) наблюдений описаны быт, характеры и жизнь туземцев, дружба, симпатия и взаимное уважение.
Задание 5.Прочитайте отрывок из книги Б.Н. Путилова «Человек с Луны»
25 и ю л я. Я долго не спал, а затем часто просыпался, обдумывая план моих будущих действий. Заснул я только к утру. Проснувшись и перебрав вчерашние размышления, я решился избрать план действий, который, по моему мнению, должен был дать желаемые результаты и который, как оказалось, подействовал даже еще сильнее, чем я ожидал.
Главное - не надо было торопиться. Поэтому, несмотря на мое нетерпение, я выждал обычный час (перед заходом солнца), чтобы отправиться в Бонгу (прим. название деревни). Как я и ожидал, в деревне всюду шли толки и рассуждения о случившемся. Заметив, что туземцам очень хочется знать, что я думаю, я сказал: " Маклай скажет то же, что говорил, то есть - войне не быть!"
Весть о словах Маклая, что войны не должно быть, когда все готовятся к ней, мигом облетела всю деревню. Собралась большая толпа; но в хижину, где я сидел, вошли только одни старики. Каждый из них старался убедить меня, что война необходима.
Я выслушал очень многих; когда последний кончил говорить, я встал, собираясь идти, и обыкновенным моим голосом, представлявшим сильный контраст с возбужденной речью туземцев, повторил: "Маклай говорит - войны не будет, а если вы отправитесь в поход в горы, с вами со всеми, людьми Горенду и Бонгу, случится несчастье!"
Наступило торжественное молчание, затем посыпались вопросы: "Что случится?", "Что будет?", "Что Маклай сделает?" и тому подобное. Оставляя моих собеседников в недоумении и предоставляя их воображению найти объяснение моей угрозы, я ответил кратко: "Сами увидите, если пойдете".
Отправляясь домой и медленно проходя между группами туземцев, я мог убедиться, что воображение их уже работает: каждый старался угадать, какую именно беду мог пророчить Маклай.
Не успел я дойти до ворот моей усадьбы, как один из стариков нагнал меня и, запыхавшись от ходьбы, едва мог проговорить: "Маклай, если воины Бонгу отправятся в горы, не случится ли землетрясение?".
Этот странный вопрос и взволнованный вид старика показали мне, что слова, произнесенные мною в Бонгу, произвели значительный эффект.
- Маклай не говорил, что будет землетрясение, - возразил я.
- Нет, но Маклай сказал, что, если мы пойдем в горы, случится большая беда. А землетрясение - большое, большое несчастье. Все, все боятся его. Скажи, случится землетрясение? - повторил он просительным тоном.
- Может быть, - был мой ответ.
Мой приятель быстро пустился в обратный путь, но был почти сейчас же остановлен двумя подходившими к нам туземцами, так что я мог расслышать слова старика, сказанные скороговоркой: "Я ведь говорил, землетрясение будет, если пойдем. Я говорил".
Все трое почти бегом направились в деревню.
Следующие затем дни я не ходил в Бонгу, предоставляя воображению туземцев разгадывать загадку и полагаясь на пословицу: "У страха глаза велики". Теперь я был уверен, что они сильно призадумаются и военный пыл их таким образом начнет мало-помалу остывать, а главное, что теперь в деревнях господствует разноголосица.
Задание 6. Постарайтесь определить и описать место действия рассказа. Какие слова вам помогли понять это?
Задание 7. Кто, по вашему мнению, является автором? Почему вы так думаете? Опишите этого человека.
Задание 8. Расскажите, о чем говорил автор с жителем деревни.
Слова урока.
Этнограф Ученый Побережье Путешествовать Новая Гвинея Издавать/издать Раса Быт | Открытие Человек Наблюдение Описывать/описать Папуас Туземец Дневник Сборник | Обдумывать/обдумать Деревня Война Говорить/сказать Землетрясение Воображение Старик Бояться |
Урок 2.