Churkina Valentina Olegovna

Volzhsky branch of FGAOU VPO "Volgograd State University"

E-mail:Nesterenko_valechka@mail.ru

Abstract: The essence and the role of food safety in the Volgograd region, as well as the parameters by which the existing assessment of threats and opportunities were carried out, is considered

Key words: living standard of the population, import substitution, food security.

 

В современной Экономической ситуации экономическая безопасность региона является приоритетным направлением развития стабильной экономики, которая способствует достойному уровню жизни населения и независимость от других стран.

В этой связи целью работы является оценка существующих угроз и открывающихся возможностей в обеспечении продовольственной безопасности в Волгоградской области, в условиях импортозамещения.

Одним из главных параметром экономической безопасности является продовольственная безопасность. Рассмотрим на примере Волгоградской области. Введение эмбарго на ввоз некоторых групп товаров не могло не сказаться на состоянии экономической безопасности России в целом, под которой, согласно Доктрине продовольственной безопасности РФ, понимается обеспечение ; населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией и иным продовольствием, [1]. В обобщенном виде оценка состояния продовольственной безопасности населения! определяется тремя критериями, а именно: физическая доступность, экономическая доступность продовольствия и безопасность питания.

По этим параметрам нами была проведена оценка существующих угроз и открывающихся возможностей; в обеспечений продовольственной безопасности в Волгоградской области.

Первым параметром продовольственной безопасности является физическая доступность, определяемая исходя из оценки продовольственной независимости региона. За 2010-2016 гг. значение продовольственной независимости по зерну, картофелю и растительному маслу выше пороговых значений, а по молочной, мясной продукции и сахару существенно ниже пороговых значений.

Вторым параметром продовольственной безопасности является экономическая доступность, определяемая динамикой реальных доходов населения, [2].

Таблица 1

«Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения

Волгоградской области»
         
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. 17859,6 19055,7 21718,8 21465,3
Реальные денежные доходы, в % к предыдущему году 103,0 100,4; 97,6 92,0 :
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения в месяц), руб. 6738,5 7487,3 8889,0 8991,3

 

Анализ показал, что в среднем по Волгоградской области доходы населения невелики, что свидетельствует об уровне жизни населения, который гораздо ниже, чем в остальных областях. Вследствие чего, потребитель вынужден покупать те товары, которые по цене выгоднее, так таковыми являются российские товары (сыр, растительное масло, картофель) и товары, созданные непосредственно в регионе (молоко, сметана, яйца). Остальные импортные товары все реже покупаются не только из-за высокой цены, но и из-за качества продукции.

И. наконец, третьим рассматриваемым параметром является безопасность питания, т.е. предотвращение производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью населения. Эта проблема приобрела в последние годы особую остроту, что связано с увеличением поступления на продовольственный рынок некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья продуктов, [З].

Таблица 2

«Внешняя торговля Волгоградской области в сравнении с общероссийскими показателями»

Параметр Год Всего Странам дальнего зарубежья Страна участникам СНГ
Удельный вес региона во внешнеторговом обороте РФ‚ %   0,7 0,6 1,5
    0,8 0,6 1,8
    0,6 0,4 1,7
    0,4 0,3 1,4
Удельный вес региона в экспорте РФ‚%   0,9 0,6 2.3
    0,9 0,7 2.2
    0,6 0.4 2,0
    0,5 0,3 1,5
Удельный вес региона в импорте РФ, %   0,4 0,3 1.0
    0.6 0,6 1,0
    0.6 0,5 1,2
    0,4 0,3 1,2

 

Из таблицы 2 видно, что Волгоградская область является поставщиком товаров и услуг в страны дальнего зарубежья и страны СНГ в большей степени, нежели как принимающая сторона. Можно сделать вывод о том, что регион является развивающимся и прогрессирующим Это способствует успешному существованию региона и не зависимости со стороны.

На наш взгляд, при решении проблемы обеспечения продовольственной безопасности России необходимо ориентироваться на реализацию программы импортозамещения, которая должна соответствовать: двум: основным критериям: с одной; стороны, она должна создавать стимулы для развития отечественного производства сельскохозяйственной продукций и продуктов питания, с другой,- реализация программы импортозамещения не должна ограничивать конкуренцию на рынке продовольственных товаров.

При этом приоритетными направлениями в области импортозамещения должны стать: совершенствование нормативной правовой базы, реализация мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов, сопровождение инвестиционных проектов по приоритетным видам экономической деятельности, развитие потребительского рынка, взаимодействие с федеральными государственными ведомствами, корпорациями и организациями в части поставки импортозамещающей продукции российских товаропроизводителей.

 

Литература:

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской „ Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kremlin.ru/news/6752

2. Импортозамещение: две стороны одной монеты [Электронный ресурс] — Режим доступа: http;y/businessofrussia.com/dec-2Ql4/item/975-kondratyev.html

3. Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы // Доклад, подготовленный ФГБОУ В ГIО *«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». Москва, -г 2014 г.., [Электронный ресурс] - Режим доступа1: www.ranepa.ru/news/item/3674-prod- bez.html

 

 

Инвестиционная привлекательность как фактор экономического развития муниципального образования

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: