Логопед показывает ребенку картинку, а затем медленно и четко произносит звукосочетания. Ребенок должен поднять руку, когда услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, и повторить слово.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
масовар расафан сарафан*
самовар самовар * фасаран
вамосар сарафан
кошолад шоколад колобок колобок
шоколад коболок
лашокад локобок
мосалет самолет гебемот бегемот
салемет мегебот
самолет бегемот
пумелет пелемет мотолок молоток
пулемет ломоток
мулупет молоток
Упражнение «НАЗОВИ И СДЕЛАЙ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании приставочных глаголов.
2. Учить понимать и различать лексическое значение приставочных глаголов.
3. Расширять и активизировать глагольный словарный запас.
4. 4.Развивать слуховое внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Ребенок произносит приставку, а логопед договаривает слово.
Затем ребенок называет слово полностью, выполняет действие или имитирует движение.
Ребенок: Логопед: Ребенок: Ребенок: Логопед: Ребенок:
бегать забегать бегать выбегать
носить заносить носить выносить
ЗА ходить заходить ВЫ ходить выходить
водить заводить водить выводить
катить закатить катить выкатить
бегать убегать ходить находить
носить уносить ехать наехать
У ходить уходить НА ливать наливать
водить уводить мылить намылить
катить укатить сыпать насыпать
(На одном занятии целесообразно отработать глаголы с одной приставкой и обобщить ее лексическое значение).
Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при употреблении приставочных глаголов.
2. Учить понимать и различать семантическое значение глаголов с разными приставками
3. Расширять и активизировать глагольный словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и предлагает заканчивать предложения словами, подходящими по смыслу.
Логопед: Ребенок:
Утята по поляне (что делают?) … ходят.
Утята в речку (что делают?) … заходят.
Утята из речки (что делают?) … выходят.
Утята корм себе (что делают?) … находят.
Утята вечером с поляны (что делают?) … уходят.
Саня в солонку соль (что сделал?) … насыпал.
Дворник дорожки песком (что сделал?) … посыпал.
Малыш из ведра песок (что сделал?) … высыпал.
Снег весь город зимой (что сделал?) … засыпал.
Червей для рыбалки надо (что сделать?) … накопать.
Буратино на Поле Чудес свои деньги
(что сделал?) … закопал.
Для посадки дерева надо яму
(что сделать?) … выкопать.
(Аналогичная работа проводится с глаголами «летать», «катать»).
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных с помощью различных суффиксов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
а) с суффиксом – ОВ - и окончанием - ЫЙ.
Логопед: Ребенок:
Мед из липы – липовый мед.
Пол из дуба – дубовый пол.
Лес из елей – еловый лес.
Жакет из пуха – пуховый жакет.
Напиток из меда – медовый напиток.
Пирог из мака – маковый пирог.*
б) с разными суффиксами и разными окончаниями.
Василек с поля – полевой василек.
Тулуп из меха – меховой тулуп.
Ботинок из кожи – кожаный ботинок.
Домик изо льда – ледяной домик.
Поток воды – водяной поток.
Суп из курицы – куриный суп.*