Идивидуальный подход к одаренным учащимся

Кудрявцева О.В., студентка

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

ИДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОДАРЕННЫМ УЧАЩИМСЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема одаренности это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Невероятно трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Чем раньше педагоги и психологи выявят одаренность, определят ее тип и предложат индивидуальную программу развития, тем быстрее вырастет мотивация детей к учебной деятельности и общественной жизни в школе. Необходимо, чтобы родители и педагоги последовательно развивали уникальные способности одаренного ребенка, создавая необходимые условия для его роста. Увидеть одаренного ребенка не всегда легко, для этого нужен родительский или учительский талант, либо серьезная психологическая подготовка.[1]

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Существуетточка зрения, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Государство в последние годы уделяет вопросу одаренности большое внимание.

Одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. [2]

В формировании одаренного ребенка важную роль играет семья, дом. Рано пошедший в школу ребенок лишается этого аспекта формирования личности, для него многолетний процесс постоянного и тесного общения с родителями сокращается. Значение же семьи для эмоционального, личностного здоровья невозможно переоценить. В то же время каждый ребенок требует индивидуального подхода, и для некоторых, отличающихся особо выдающимися способностями, детей раннее поступление в школу или колледж – абсолютно правильный шаг. Для ребенка важна свобода выбора для самостоятельного освоения мира. Она необходима для создания хорошей основы для будущих структурированных академических занятий.[3]

Проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.Необходимо обратить внимание на тот факт, что выборка одаренных детей неоднородна и особенности, присущие одной группе, нельзя распространять на всех одаренных детей. Важно подчеркнуть, что возникающие у них проблемы не являются следствием самой одаренности, ее имманентной характеристикой.

Учителя также неоднозначно относятся к особо одаренным детям, однако все зависит от личности самого учителя. Если это педагог, умеющий отказаться от позиции непогрешимости, не приемлющий методы воспитания «с позиции силы», то в этом случае повышенная критичность интеллектуально одаренного ребенка, его высокое умственное развитие, превышающее уровень самого педагога, вызовут у него уважение и понимание. В других случаях взаимоотношения с учителем характеризуются конфликтностью, неприятием друг друга. Некоторые особенности личности таких одаренных вызывают у учителей негодование, связанное с их представлением об этих детях как о крайних индивидуалистах, которое усиливается из-за отсутствия чувства дистанции с взрослыми у многих таких детей. Именно поэтому понимание своеобразия личности одаренного ребенка является принципиально важным для успешной работы учителя с таким контингентом детей и подростков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: