Идеалистическое правопонимание и его отражение в теориях естественного права

Учение естественного права в развитии взглядов на сущность права и его взаимосвязи с действием сил природы исходит из признания факта существования природы как независящей от человека субстанции, упорядоченной в силу всеобщей идеи или основы. Универсальный вселенский порядок, или природные свойства натура человека, в конечном счете, предопределяют рамки оценочных суждений человека независимо от его желаний и стремлений.

Общее для всех право установлено именно этим порядком и потому оно – естественное. Но такое право не является системой юридических норм, это – образец, критерий в форме естественных требований (императивов) к оценке содержания официального закона, т.е. писаного права. Оно не тождественно действующему законодательству, а предполагает религиозные, нравственные или этические основания, по которым можно судить о юридических действиях государственных органов, человека и общества в целом. Естественные принципы определяют должное поведение людей, а создаваемые ими законы не могут не основываться на таких принципах, иначе их следует менять.

Различия во взглядах на первооснову, устанавливающую естественный порядок в обществе, отразились в таких течениях естественно-правовой мысли как религиозный и светский идеализм.

Религиозный идеализм в правопонимании определяет правовыепредписания того, что можно или нельзя человеку, которые прямо или косвенно проистекают от Бога. Право представляет собой выражение божественного разума и ставит целью установление в обществе порядка по воле божьей.

Христианская доктрина правопонимания имеет двухтысячелетнюю историю развития. Одним из первых божественную концепцию права выразил Августин (Aurelius Augustinus, 354-430), стремившийся примирить требования земного царства и царства небесного. Он в отличие от права мирского четко различал в праве естественном примат справедливости и морали, основанных на Священном писании, которое возводило «предданное» право в «вечный закон». По Августину, «вечный закон» – божественный план мироздания, который раскрывается как мудрость или воля Бога. Отсюда и основной постулат религиозного идеализма в праве – понимание естественного права на основе религиозной веры.

Фома Аквинский (Thomas Aquinas, 1225-1274), чье учение (томизм) является с XIV века официальной доктриной римско-католической церкви, а сам он причислен к лику святых, сделал возможным практическое и непосредственное применение естественного права и напрямую связал его с человеческим законом, с проблемами устроения земной жизни. В своем главном трактате «Сумма теологии» он выстраивает иерархическую схему права – как вечное, естественное и человеческое право.

Первое из них – вечное, или божественное, – является совокупностью общих принципов божественного руководства миропорядком. Оно вечное, поскольку вечен Бог, существующий сам по своей сущности. Соответственно, вечное право является источником иных производных форм права, потому что заключено в самом Боге и по существу тождественно с ним. А остальные разновидности права могут быть лишь результатом божественного промысла и находятся в созданиях Бога.

Естественное право следует из законов вечного права и распространяется на всех живых существ, включая человека. Оно представляет собой совокупность правил вечного права, предписывает чтить Бога и осуществлять его волю в земных делах («почитай отца и мать», «не убий», «не прелюбодействуй», «не кради», «не произноси ложного свидетельства», «не желай чужого имущества», «отдыхай каждый седьмой день и дай отдых своим рабам и работникам»). Естественное право имеет разумный характер, отражается в сознании человека как разумного создания.

Человеческое право изменчиво и отмечено печатью случайности и скоротечности. Оно зависит от природы конкретного государства, характера правления и множества других факторов.

Современные трактовки естественного права в геологических учениях представлены наиболее сконцентрировано юридическим неотомизмом. Его виднейший представитель, французский религиозный философ Жан Маритен (1882-1973) считал, что естественное право является иерархией правил-принципов, которые могут сегодня иметь различные версии, но исходить все также из естественного права в себе, т.е. из «вечного закона». В его представлении социальная справедливость и твердый правопорядок возможны только в тех государствах, где власти и граждане с уважением относятся к христианским ценностям и неукоснительно соблюдают христианские нормы поведения. А религиозная нормативность вполне совместима с западной цивилизацией, поскольку истинные христиане предстают надежным оплотом не только церкви, но и правопорядка.

Светский идеализм в правопонимании исходит из видения права как создания самой человеческой натуры, как результат того, что человек – мыслящее и разумное существо, способный осознать требования к нему и собственные обязанности, связанные с жизнью в упорядоченном обществе. Классическое учение естественного права (Г.Гроций, Дж. Локк, французские просветители) провозглашало права человека на жизнь, свободу, собственность, достоинство абсолютными ценностями. Они являются первичными по отношению к государству, даны каждому от рождения и не могут быть предметом посягательства со стороны государства. Такие права вечные и неизменные, раз и навсегда установленные природой.

Позднее естественное право уже связывают с природой человека как существа социального, живущего в изменчивом обществе. Но в любом случае, по мнению немецкого юриста Рудольфа Штаммлера (1856-1938), сделавшего многое для возрождения учения естественного права в современном правоведении, право не зависит от социально-исторической реальности, предшествует государству и определяет его функции, придает им упорядоченность. Так происходит, если речь идет о «правильном» праве, или истинном, естественном праве, поскольку бывает право справедливое и несправедливое. Виновником и источником последнего выявляется государство, которое не руководствуется естественно-правовыми принципами.

После Второй мировой войны происходит повсеместное конституционное закрепление естественных прав человека, они признаются демократическими государствами в качестве приоритетных. В случае конфликта между официальным правом и правом естественным, действительно, меняются нормы действующего законодательства, но не естественно-правовые догмы. В то же время суды в случае пробелов в законах должны исходить из высших принципов права, в том числе справедливости и гуманизма, т.е. обращаться к естественному, идеальному праву.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: