Правовые нормы являются исходным и ключевым началом системы права, поскольку именно в них содержаться правила императивного и диспозитивного свойства, устанавливаемые в обществе в целях его упорядочения и содержащиеся в юридических актах особого характера. Т.е. в нормативных актах. Юридические нормы представляют собой модели должного или возможного с точки зрения государства поведения и выступают в отношении людей как требования, запреты или правомочия вести себя определенным образом.
Норма права - это обязательное, официально установленное или санкционированное правило общего характера, обеспечиваемое публичной властью.
Для такого правила, определяющего границы правового поведения, характерными являются все основные признаки позитивного права. Юридические правила обладают, соответственно:
- нормативностью, поскольку в них содержатся образцы поведения людей в обществе;
- общеобязательностью, т. Е. правовые нормы рассчитаны на беспрекословное выполнение;
- общей направленностью своего действия, связанного с распространением на всех и каждого субъекта права и многократностью применения к неограниченному их числу;
|
|
- фиксированностью, закрепленной в официально признаваемых источниках права;
- публично-властной обеспеченностью, призванной предать нормам права эффективность в применении и не допустить невыполнения их предписаний;
- стабильностью отражающей необходимость поддержания в обществе устойчивого правопорядка;
- системностью, связанной с собственной внутренней структурой и вхождением в более сложные компоненты права.
Внутренняя структура нормы права определяется ее классическим содержанием, которое вытекает из необходимости следовать юридическому канону: «Если Вы являетесь субъектом права, то должны выполнять его требования, иначе власть правомочна применить к нарушителю ее законов установленные принудительные меры воздействия».
В данном правиле закрепляются следующие элементы системы правовой нормы:
- условие (гипотеза), определяющее круг правовых лиц, у которых при возникновении юридически значимых обстоятельств возникают определенные права и обязанности.
Соответственно, гипотезы выделяют как: простые, указывающие на единственное условие, с наличием (отсутствием) которого связывается действие нормы права; сложные, ставящие действие нормы права в зависимость от одновременного наличия (отсутствия) двух или более условий; альтернативные, ставящие действие нормы права в зависимость от одного из фиксированных условий;
- правило (диспозиция), указывающее на границы правового доведения, которым необходимо или желательно соответствовать правовым лицам при зафиксированных обстоятельствах.
|
|
Диспозиция по способу изложения разделяется как: простая, называющая признаки правила, не раскрывая их конкретно; описательная, которая раскрывает все признаки правила; ссылочная, которая отсылает правоприменителя к другим статьям данного акта; бланкетная, которая отсылает правоприменителя к иным нормативным актам, содержащим описание правила;
- взыскание (санкция), предусматривающее меры юридической ответственности для правовых лиц за нарушение границ предусмотренных правил поведения в рамках права.
По степени определенности санкции рассматриваются как: абсолютно определенные, точно указывающую меру взыскания, размер и ее виды; относительно определенные, устанавливающие минимум и максимум в границах возможного взыскания; альтернативные, предусматривающие выбор определенного из указанных взысканий; кумулятивные, содержащие указания на дополнительные неблагоприятные последствия правонарушения
В зависимости от способа изложения нормы права в нормативном правовом акте сложились следующие его виды:
- прямой способ изложения, предусматривающий размещение всех трех элементов правовой нормы в одной статье нормативного акта в полном объеме. Чаще всего подобное изложение находятся в статьях гражданско-правовых актов, более других сохранивших «верность» классическим правилам римского частного права;
- отсылочный способ изложения, предполагающий «компенсацию» недостающих элементов нормы за счет конкретной отсылки к недостающим ее частям, которые додержатся в иных актах того же нормативного правового акта;
- бланкетный способ изложения, указывающий на необходимость обращения при установлении юридической ответственности за правонарушение к положениям, содержащимся в ином нормативном акте, где перечисляются правила, которые следует соблюдать. Считается, что неконкретизированность диспозиции нормы или ее отсутствие обусловливается желанием законодателя не загромождать текст акта и обоснованным предположением о наличии у правоприменителя достаточной правовой информации о действующем законодательстве.
Классификация норм права. Ввиду многочисленности и разноплановости принято классифицировать правовые нормы по определенным критериям. Наиболее распространенными считаются их разновидности, выделенные:
· по характеру (форме) правового регулирования нормы, со времен римских юристов подразделяющие правила на:
- запрещающие, которыми предписывают воздерживаться от совершения недозволенных правом действий;
- обязывающие, предписывающие совершение определенных действий, содержащихся в норме;
- управомочивающие, предоставляющие возможность совершения действий, содержащихся в норме;
· по предмету правового регулирования, в соответствии с которым нормы делятся по соответствующим отраслям права как:
- нормы конституционного права;
- нормы административного права;
- нормы гражданского права;
- нормы уголовного права;
- нормы финансового права;
- нормы семейного права;
- нормы трудового права;
- нормы земельного права;
- нормы гражданско-процессуального права;
- нормы уголовно-процессуального права;
· по субъекту правотворчества:
- законодательные нормы;
- подзаконные нормы;
- делегированные нормы;
· по методу правового регулирования, позволяющему различать нормы, прежде всего как:
- императивные нормы, предельно четко и определенно устанавливающие условия действия своих полномочий;
- диспозитивные нормы, регулирующие поведение субъектов права на основе их равенства между собой;
- рекомендательные нормы, содержащие пожелания выбора определенного варианта поведения;
|
|
- поощрительные нормы, призванные стимулировать правомерные поступки субъектов права
· по целевому назначению:
- учредительные нормы, закрепляющие основы конституционного строя, правовой системы государства, правовой статус человека и гражданина и т. п.;
- дефинитивные нормы, определяющие и объясняющие суть юридических понятий, раскрывающие направленность юридических действий; регулятивные нормы, предоставляющие правовым субъектам их права и возлагающие на них юридические обязанности;
- охранительные нормы, призванные обеспечить правопорядок в обществе;
- коллизионные нормы, связанные с разрешением юридических споров, и т.д.;
· по кругу лиц, которым нормы права разделяются на:
- общие, распространяющиеся на все-население,- находящееся в государственном пространстве;
- специальные, действующие в отношении определенных категорий населения;
- исключительные, изымающие из сферы действия нормативных актов или их частей определенные категории населения;
· по действию в пространстве как:
- нормы общего действия, распространяющиеся на всю территорию, которая подпадает под компетенцию соответствующего правомочного органа общегосударственного значения; нормы ограниченного действия, связанные с определенными рамками по территории, которые специально выделяются в нормативном акте;
- нормы локального действия, распространяющие свою силу на обособленную территорию, подпадающую род компетенцию регионального или местного правомочного органа;
· по времени действия как:
постоянные и временные, действие которых ограничивается либо самим нормативным актом непосредственно, либо событием, в связи с которым они принимались; вступающие в силу по общим правилам или по специально установленным положениям;
немедленного и ретроспективного (обладающие обратной силой) действия.