- Основные виды шкал.
- Группа шкал, используемых для измерения отношения, восприятия, мнения, ожиданий.
- Виды вопросов и ответов
- Основные виды шкал.
Измерение – это процесс моделирования в ходе которой информация об объекте преобразуется в числа.
Для измерения информации используют шкалы,
Виды шкал | Определение | Основные характеристики | Пример |
1. Номинальная | Измерение, при котором числа присваиваются объектам или классам объектов только с целью их идентификации | Описание | Пользуется товаром – 1 Не пользуется – 0 Мужчина – 1 Женщина – 2 |
2. Рейтинговая (порядковая) | Это измерения, при которых числа присваиваются данным на основе некоторого порядка объектов | Описание, порядок | Предпочтение марок 1 – самое значимое 2 – менее значимое и т.д. |
3. Интервальная От 3 можно перейти к 2 или 1 | Измерение, при котором присвоенные численные значения позволяют проводить сравнение величины абсолютно различных как между членами одного ряда, так и между рядами данных | Описание, порядок, расстояние (понимается мах. широко) | Температурная шкала, шкала з/платы Крайне важно расстояние между min и max Расстояние в абсолютных величинах t ↑ на 1°, но не в 1,5, в 1,1 |
2.Относительная От 4 к 3, от 3 к 4 перейти без дополнительной информации нельзя | Измерение, при котором используется естественный и абсолютный ноль, что и позволяет проводить любые сравнения | Описание, порядок, расстояние, сравнение (начальная точка) | Та же зарплата, если по рублям |
- Группа шкал, используемых для измерения отношения, восприятия, мнения, ожиданий.
- Шкала Ликерта
Тип шкалы используется для измерения ожиданий, при которой у человека просят указать степень согласия или несогласия с каждым из ряда заявлений. Затем все оценки суммируются
Не согласен | Скорее не согласен | Затрудняюсь ответить | Скорее согласен | Согласен | |
Моя работа позволяет реализовать мой творческий потенциал | (1) (-2) | (2) (-1) | (3) (0) | (4) (1) | (5) (2) |
6 баллов из 10 = 60% степень удовлетворенности
Если несколько человек по каждой характеристике усреднить (можно выделить группы)
Можно по всем характеристикам
Разделить по различным позициям (стаж, возраст)
- Семантическая дифференциальная шкала
Обычно делится на семь отрезков
-3 -2 -1 0 1 2 3
Баллы расставляем сами, респонденты их не видят.
Если усреднить оценки, перевести в баллы можно выстраивать профиль (змеевидная диаграмма) Выстраивается по группам
Как в первой шкале переведем оценки в баллы можно составить профиль
3. Шкала Стэпела
Аналог змеевидной диаграммы, только баллы уже стоят
-3 -2 -1 0 1 2 3
утверждение
Отмечено, что результаты ответа зависят от того что первое читает человек от позитивного (слева) к негативному (справа) или наоборот. Рекомендуют половину анкет создать + к -, а половину наоборот., чтобы избежать нивелирования, психологического фактора.
- Пунктирная рейтинговая шкала
Предполагает, что респонденты должны указывать свои оценки объекта посредством выбора одного из конечного числа категорий, которая наилучшим образом описывает позицию.
Вопрос: насколько удовлетворенно чувствуете себя в отношении чего-либо (с коллегами…)
- Сравнительная рейтинговая шкала
Требует от респондента проставить оценки как относительные оценки, а не как независимые.
Если соц. пакет, то какие элементы важны. Предлагается поделить между 3-5 характеристиками 100 баллов
Мед. страх. 5 25
Проезд 5 25
Путевки в санаторий 10 25
Детский сад 80 25
Необходима четкая инструкция
- Виды вопросов и ответов
В зависимости от цели исследователя выделяют 3 группы вопросов
- вопросы, которые характеризуют самого респондента (паспортичка – пол, возраст, семейное положение)
- результативные?, на их основе получают основные результаты исследования
- Функциональные?. Их цель управлять процессом коммуникации с респондентом
- Функционально-психологические – позволяют снять психологические барьеры. Для снятия установок, поддерживающие респондентов
- Вопросы-фильтры – призваны установить принадлежность респондента к какой-либо аудитории (аудитории, которая покупает какую-либо марку товара)
- Контрольные? оценивают степень искренности, добросовестности (дублирующие с заранее известным ответом)
- Уточняющие – встречаются в глубинных интервью
По форме вопросов:
- Прямая форма – Что вы думаете? Почему вы делаете то-то?
- Косвенная форма. Обезличивает личность, у которой спрашивается «как считаете, почему люди так поступают?
Прямые вопросы провоцируют на ложь.
- Закрытые? – к которым предлагаются ответы
- Открытые? остаются без вариантов. Важно дословное описание того, что говорит респондент: «Что вы можете сказать о….? Используется когда у исследователей нет вариантов ответов, а у респондентов есть четкие варианты.
Открытые и закрытые вопросы могут сочетаться.
Виды закрытых?
- Дихотомический (раздвоенный) «покупаете ли вы кофе в зернах?»
- Альтернативный или многовариантный «Как часто вы ходите в кино?»
- Вопрос-меню. Респондент может из разных вариантов выбрать несколько.
- Ранжирующий? Варианты ответов просят проранжировать.
Виды открытых?
1. Простой или свободный «Что вы думаете о….?
2. Словесная ассоциация. Говорят слово о просят назвать 1-ю ассоциацию. Используется для разработки логотипа, этикетки, названия.
3. Завершение предложения. «Я нахожусь сейчас здесь в связи с тем, что….»
4. Завершение рассказа. Есть начало, закрутка событий. «Гаишник останавливает водителя, который не пристегнут…» Можно спровоцировать поведение в подобной ситуации.
5. Завершение рисунков. Составляется набор рисунков и не заполнены реплики. Используют как альтернативу словесным ассоциациям.
6. Математически-апперцепционный тест. Стандартизированная открытая анкета – используется для массовых опросов Дается картинка, просят придумать, что было до и что может быть после.