Цель предварительного проектного расчета – определить основные диаметральные размеры валов.
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| КП 151031 2012 001 ПЗ |
dв=
, м (3.1)
где [τk] - допускаемые касательные напряжения кручения, Па.
Влияние изгиба учитывается условно за счет занижения допускаемых касательных напряжений кручения до величины
[τk]=(20…25) МПа = (20…25)106 Па
3.1. Ведущий вал.
Определяем диаметр выходного конца ведущего вала dв1по формуле:
dв1=
мм (3.2)
где Т1– крутящий момент на ведущем валу
[τk] - допускаемые касательные напряжения кручения, [τk]=25·106Па
Диаметр выходного конца ведущего вала окончательно определяем после подбора стандартной муфты для соединения вала электродвигателя с ведущим валом редуктора.
По диаметру вала электродвигателя d= мм (п. 1.5) и номинальному крутящему моменту Тэ = Н·м подбираем стандартную муфтувыписываем обозначение муфты принятой по ГОСТу__________________________________________ (см. таблицу 17,18)
Обозначение муфты: Муфта___________________________ если в обозначении присутствуют цифры 1 и 2 по записываем их расшифровку (Цифры 1,2 обозначают тип полумуфт: 1 – с цилиндрическим отверстием и исполнением; 2 – для короткого исполнения конца вала).
У этой муфты номинальный крутящий момент равен _____Н·м и превышает или не превышает момент на валу электродвигателя Тэ = _____Н·м (по моменту получается большой запас, а возможно, что его не будет). Допустимая частота вращения вала для этой муфты ______об/мин не превышает частоту вращения вала электродвигателя ______ об/мин (по частоте получается запас, или
он отсутствует).
Диаметр посадочного отверстия в одной полумуфте равен диаметру вала
электродвигателя d= ____мм. Диаметр посадочного отверстия в другой
полумуфте определяем как ближайший из всех возможных к рассчитанному диаметру конца ведущего вала редуктора db1=______ мм, но не менее полученного проектным расчётом. Диаметр выходного конца ведущего вала принимаем db1=_____мм.
Диаметр ведущего вала под подшипниками принимаем на 2…5 мм больше, чем диаметр конца вала db1, ориентируясь на стандартные подшипники качения
dn1 = ______мм.
Вал-шестерню, учитывая ее диаметр впадин df1= _____ мм, принимаем конструктивно за одно целое с валом.
3.2. Ведомый вал.
Определяем диаметр выходного конца ведомого вала dв2 (учитывая возможный изгиб конца вала, так как привод общего назначения) по формуле:
dв2=
мм (3.3)
где Т2– крутящий момент на ведомом валу
[τk] - допускаемые касательные напряжения кручения, [τk]=20·106 Па
По таблице 20 принимаем размеры выходного конца ведомого вала
dв2=_____ мм; L =______мм; r= ____мм; c=____мм
Диаметр вала под подшипниками и под колесом принимаем соответственно
dn2 =30 мм; dк2 =36 мм; прибавляя по (2…5) мм и ориентируясь на ряд Ra 40 по таблице 10
3.3. Результаты предварительного проектного расчета сводим в
таблицу 4.
Таблица 4. Результаты предварительного проектного расчета.
| В А Л | Диаметр выходного конца вала | Диаметр вала под подшипниками | Диаметр вала под колесом |
| Ведущий | db1=мм | dn1 =мм | - |
| Ведомый | db2=мм | dn2 =мм | dк2 =мм |
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| КП 151031 2012 001 ПЗ |
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| КП 151031 2012 001 ПЗ |
Цель - установить относительное расположение зубчатых колес и опор валов и определить расчетные длиновые размеры валов.
4.1. Определяем конструктивные размеры зубчатого колеса, корпусных и других деталей, необходимые для эскизной компоновки.
Для принятия решения по всем размерам ориентируемся на ряд Ra 40 (таблица 10) и результаты заносим в таблицу 5.
Таблица 5. Конструктивные размеры деталей.
| Наименование размера, элемента | РАСЧЕТ | Принятое значение | |
| Ступица колеса - диаметр - длина | dcm=1.6·dk2 lcm=(1.2÷1.5)·dk2 | dcm=_____мм lcm=_____мм | |
| Толщина обода колеса | δоб=(3÷4)·mn | δоб=____мм | |
| Толщина диска колеса | Cg=(0.2÷0.3)·в2 | Cg=_____мм | |
| Толщина стенок - корпуса - крышки |
δ=2· ,мм
δ1=0,9 ·δ≥6,мм
| δ=______мм δ1=______мм | |
| Диаметр болтов - фундаментных - стяжных у опор валов -прочих стяжных |
d1/= ,мм
d2/=0.8·d1/≥8
d3/=(0.7÷0.8)·d2/≥8;
| d1/=______мм d2/=______мм d3/=______мм | |
| Шаг расположения стяжных болтов | L3≤(10÷12)·d3/ | L3≤_____мм | |
| Толщина фланцев разъема - корпуса S - крышки корпуса S1 | S=1.5 ·d2/ мм S1=1.3·d2/мм | S=______мм S1=______мм | |
| Ширина фланцев разъема | K1=3 ·d2/мм | K1=______мм | |
| Фундаментные лапы - толщина - ширина | S2=1.5 ·d1/ мм K2=3·d1/мм | S2=______мм K2=_____мм | |
| Зазор между зубчатым колесом и внутренней поверхностью корпуса | Δ=0.6·δ, мм | Δ=_____мм | |
| Высота центров | h≥1.06·a,мм | h=_____мм | |
| Утолщение в сопряжении | x=0.5·δ,мм | x=_____мм | |
| Полная глубина расточки гнезда подшипника | Lгн=δ+x+k1+3мм | Lгн=_____мм | |
| Толщина фланцев крышки подшипника | h1=8÷12мм | h1=_____ мм | |
Координата центров отверстий болтов в фундаментных лапах
|
| =____
| |
Координата центров отверстий стяжных болтов крышки и корпуса у опор валов
|
| =_____
| |
Координата центров отверстий прочих стяжных болтов крышки и корпуса
|
| =_____
| |
| Диаметр штифтов(конических) | dшт=К1/2,35 | dшт=_____ | |
| Диаметр фланца крышки подшипника Dф | Dф=D+(4,0…4,4)·d | ||
| Расстояние от поверхности отверстия под подшипник до оси крепежного винта | C=d | ||
| Зазор между срезанными фланцами крышек | 1…2 | _____ мм | |
| Радиусы дуг сопряжения: | - внешних продольных и поперечных стенок корпуса
|
|
=_____ мм
|
- внутренних продольных и поперечных стенок корпуса
|
|
=_____мм
| |
- продольных и поперечных фланцев разъема крышки и корпуса
|
|
=_____мм
|
Учитывая межосевое расстояние, принимаем для эскизной компоновки по диаметру валов dn1 =_____ мм и dn2 =_____мм подшипники: для ведущего вала ________ серии №______ с размерами: d =____ мм; D =____мм; B =____ мм; для ведомого вала ________ серии №_____с размерами: d =_____мм; D =____ мм; B =_____ мм.
Размеры подшипников выбираем по (таблице 21)
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| КП 151031 2012 001 ПЗ |
| Изм. |
| Лист |
| № докум. |
| Подпись |
| Дата |
| Лист |
| КП 151031 2012 001 ПЗ |
Измеряем полученные в масштабе 1:1 на эскизной компоновке вычерченные на миллиметровой бумаге расчетные длиновые размеры валов.
В случае привода общего назначения возможна консольная нагрузка на выходном конце ведомого вала, поэтому для расчета ведомого вала необходима координата
к. Результаты измерений сводим в таблицу 6.
Таблица 6. Результаты измерений.
| В А Л | Расстояние между опорами | Расстояние от опоры до точки приложения сил в зацеплении | Расстояние от опоры до точки приложения консольной нагрузки на конце вала |
| Ведущий | La+Lв=мм | La=мм | - |
| Ведомый | Lс+LД=мм | Lc=мм | Lk=мм |
,мм
δ1=0,9 ·δ≥6,мм
,мм
d2/=0.8·d1/≥8
d3/=(0.7÷0.8)·d2/≥8;
=_____
=_____
=_____мм
=_____мм






