Уточненный расчет валов

5.1. Составление расчетной схемы ведущего вала.

Расчетная схема вала, составленная согласно эскизной компоновке, представлена на рисунке 5.1:

 

n1
M1
L
LA
LB
ZA
XA
YA
F2
Fa
F
ZB
XB
YB

 


Рисунок 5.1. Расчетная схема ведущего вала

Внешние активные нагрузки, действующие на вал:

- крутящий момент на ведущем валу Т1=______ Н м;

- нагрузки на ведущий вал F=______ Н; Fа=_____ Н; Fr=_______ Н.

5.1.1. Определяем реакции опор А и В

ΣZ=0; F-Za-Zв=0 при симметричном приложении нагрузки имеем:

Za = Zв =F/2 (5.1)

где F– окружная сила на ведущем валу

Yв = ,Н (5.2)

где Fr– радиальная сила на ведущем валу

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП 151031 2012 001 ПЗ  
Fа– осевая сила на ведущем валу

d1 - делительный диаметр вала- шестерни

La,Lв – расстояние между опорами

ΣMza=0;

 

Ya= Fr- Yв, Н (5.3)

Ra = (5.4)

Rв = (5.5)

ΣM=0;

Учитывая значительное конструктивное увеличение диаметра ведущего вала, расчет его на выносливость не проводим, так как не следует ожидать больших запасов прочности во всех предполагаемых опасных сечениях.

5.2. Составление расчетной схемы ведомого вала.

Расчетная схема вала, составленная согласно эскизной компоновке, представлена на рисунке 5.2

 

F
XD
Yc
Zc
F2
Fa
YD
ZD
Xc
Lc
LD
LK
MZ =____Нм
MIIy=___Нм
M2=____Нм
Mz(Нм)
MI (Нм)
My (Нм)
M2

 

 


Рисунок 5.2. Расчетная схема ведомого вала. Эпюры изгибающих и крутящих моментов

Внешние активные нагрузки, действующие на вал:

- крутящий момент на ведомом валу Т2=_____ Н м;

- нагрузки на вал F= _____Н; Fr =_____Н; Fа=______ Н.

5.2.1. Определение реакций опор

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП 151031 2012 001 ПЗ  
= 0;

 

F-Zc-ZD=0 при симметричном расположении колеса относительно опор имеем

Суммарные радиальные реакции от сил в прямозубом зацеплении

Zс = ZD =F/2; H (5.6)

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП 151031 2012 001 ПЗ  
YD = Н (5.7)

ΣMzD=0;

YC= Fr- YD; Н (5.8)

Rс = (5.9)

RD = (5.10)

ΣMzD=0;

5.2.2. Построение эпюр МZ, Му, и Тх и определение суммарного изгибающего момента. Эпюры МZ, Му, и Тх представлены на рисунке 5.2.

а) Эпюра изгибающих моментов в плоскости ХОУ. Изгибающий момент в сечении П – П:

со стороны опоры С

МIIz=Yc·lс Н·м (5.11)

со стороны опоры Д

МIIz=YD·LD Н·м (5.12)

 

На эпюре Мz для прямозубой передачи скачка не будет, т.к. отсутствует осевая сила Fа и момент от нее равен нулю.

б) Эпюра изгибающих моментов Му, в плоскости ХОZ.

Изгибающий момент в сечении П – П:

МIIy=Zc·lс Н· м (5.13)

в) Суммарный изгибающий момент в сечении П – П

 

МIIy = Н·м (5.14)

г) Эпюра крутящего момента Тх в плоскости УОZ на ведомый вал действует крутящий момент Т2____ = Н· м на участке от сечения П – П до выходного конца вала. T2=Tx=_____Н·м

5.3. Уточненный проверочный расчет ведомого вала на выносливость.

5.3.1. В сечении П-П изгибающие и крутящий моменты имеют максимальные значения при наличии постоянного крутящего момента. Это сечение является опасным. Значения изгибающего и крутящего моментов для опасного сечения сводим в таблицу 7.

Таблица 7. Значения изгибающего и крутящего моментов для опасного сечения.

Поперечное сечение Диаметр вала Концентраторы напряжений Изгибающий момент Н м Крутящий момент Н м
П-П dk2=__·10-3 м шпонпаз; посадка с натягом МII =____ Т2 =_____
В месте перехода диаметров dk2 к dn2 dn2=___·10-3 м Галтель 2,5 Определять по эпюрам Mz,Mу Т2 =_____

 

5.3.2. Выбираем материал ведомого вала

Сталь 45; σв=____ МПа; σТ=______ МПа; (см. таблицу 3)

Предел выносливости при симметричных циклах нагружений:

- при изгибе

σ-1=0,43·σв; σв=_____ МПа;

- при кручении

τ-1=0,25·σвв=_____ МПа;

5.3.3. Расчет для сечения П-П

Моменты сопротивления с учетом ослабления сечения шпоночным пазом:

при изгибе

м3 (5.15)

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП 151031 2012 001 ПЗ  

 

 


при кручении

м3 (5.16)

где в, мм; t,мм; – размеры шпонпаза в поперечном сечении вала(таблица 22)

2 - диаметр вала под колесом

Максимальное нормальное напряжение изгиба:

(5.17)

Амплитудное и среднее нормальные напряжения при симметричном цикле нагружения

Максимальные касательные напряжения кручения:

τк= Па = МПа (5.18)

Соответственно амплитудные и средние касательные напряжения при пульсирующем цикле кручения:

τка=_____МПа; τm=_____

Эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибеКσи при кручении Кτ при σв< 700 МПа (таблица 23)

от шпонпазаКσ=_____; Кτ=_____;

- от посадки с натягомКσ=_____; Кτ=______;

В расчете принимаем большее значение (примечание к таблице 23)

Масштабные факторы для dk2=_______ мм (таблица 24)

- при изгибе εσ =_______

- при кручении ετ =______

Коэффициент упрочнения β для вала, не имеющего поверхностного упрочнения (таблица 25)равен β=_____.

Коэффициентψτ, учитывающий влияние асимметрии цикла на выносливость вала при кручении (таблица 26), ψτ =______.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП 151031 2012 001 ПЗ  
Коэффициенты запаса прочностиnσ;nτ;

- по изгибу nσ

 

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП 151031 2012 001 ПЗ  
n (5.19)

- по кручениюnτ

n (5.20)

Общий коэффициент запаса прочности для сечения П-П

n= (5.21)

где [n]=2,5…4

Вывод: Данный вал имеет повышенный запас прочности, что обусловлено конструктивным решением по выбору материала.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: