Эволюция европейского костюма в ХIХ веке

Одним из главных событий в области моды становится переход от аристократизма к буржуазности. Это выражается не только в задачах и функциях костюма, но главное в ценностях моды и переходе современному принципу ее формирования. Под демократическими идеалами всегда понимается свобода, но в то же время как рассмотрено выше моде претит понятие равенства, главная ее задача как раз отделение и разделение, установка рамок и норм. В этот исторический период происходит смена законов, устанавливающих эти нормы и рамки, что и является основным отличием смены аксиологии моды. Если в период бытования аристократических вкусов и идеалов в моде нормативы устанавливались законодательно, всевозможными указами, прописывалось назначение костюма, порядок ношения, принципы формирования одежды для каждого класса, слоя, среды, учитывая мельчайшие подробности одежды, аксессуаров, цветовая гамма, количество и качество материи и т.д. Демократические идеалы провозгласили «равенство возможностей реализации» не только в культуре, но и в моде, низвергнув прошлые средства отличия (дороговизна ткани, размеры законы и т.п.), используемые модой для реализации стратификации. Доступность продуктов моды всем классам заставила моду определить и выразить новые средства отличия в виде феномена авторства, индивидуальности в костюме.

Костюм XIX века, характеризуется не только новой аксиологией, но и ретроспективностью, эклектизмом, что отражает смены и основные стилевые направления данного исторического периода. Костюм первой половины XIX века, традиционно воспринимается как часть культуры романтизма, переосмысления идеалов, переход к буржуазным принципам. В то время как вторая половина века отвечает духу позитивизма.

Отражение буржуазных идеалов в образе мужественности кардинально изменило развитие мужского костюма от пышности к упрощению. Женская социальная роль при этом осталась неизменной, сохранив основные добродетели и традиционные составляющие образа женственности, что позволило оставить структуру костюма, каркасную основу, принципы телесности без реформирования. Если мужской костюм видоизменялся незначительно, зачастую только в деталях, то художественно-стилистические особенности женского костюма зависели не только от смены идеалов эпохи, но и от стилей сменявших друг друга.

 

Костюм 1789-1930.

Стилю ампир, который зарождается в начале XIX в предшествовала мода времен великой французской революции 1789 г. В этот период происходит значительное упрощение ассортимента шитых изделий, тканей, украшений, появляются динамичные формы и смелые цветовые решения. Из костюма уходят шелк, парча, бархат, дорогие кружева и украшения, каркасная основа, парики.

Французский костюм периода революции находился под влиянием классицизма, который утверждает новые эстетические представления и новую форму костюма без каркаса и многовековой пышности украшений. В женской одежде — это тонкое светлое муслиновое или батистовое платье без отделки и украшений. Высокая линия талии определяет соотношение пропорций короткого лифа и длинной прямой юбки - 1: 6. Мягкий лиф с глубоким вырезом, плавно ниспадающая, заложенная сзади встречными складками юбка, цвет, колорит и фактура ткани напоминают античный костюм. Роль гиматиев, палл и других верхних античных одежд выполняют тончайшие индийские кашемировые шали. Красные, голубые, бирюзовые, светло-коричневые с каймой орнамента, они покрывают шею, плечи, выразительно завершая прекрасный образ.

Головные уборы также подражали античной форме — обручи, сетки, диадемы, пышные повязки со страусовыми перьями, бархатные и шелковые ленты поддерживали прически с греческим узлом или короткие кудрявые стрижки. Туфли — плоские на низком каблуке, светлых тонов со шнуровкой из лент, оплетающих ногу наподобие греческих сандалий.

В мужском костюме бытуют темный шерстяной фрак, светлый жилет, замшевые кюлоты. Ансамбль завершала шляпа треуголка, позже двууголка.

Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир (от французского «империя»). Он выражал эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлял военные победы Наполеона. Так же как классицизм XVIII в., стиль ампир вдохновлялся античными образами. Стиль ампир отличался от классицизма большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью.

Силуэт костюма ампир стремится к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны. Плотные блестящие ткани украшают однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой. Композиция костюма статична, декоративное решение преобладает над конструктивным.

Мужской повседневной одеждой становится темный (коричневый, черный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом. Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. Зимой и осенью мужчины носили редингот с несколькими воротниками или пелериной. Распространенными видами обуви были сапоги и туфли. Прически в основном короткие, головные уборы — высокие шляпы с небольшими, загнутыми с боков полями.

Особенно глубоким было влияние стиля ампир в женской одежде. Пропорции костюма остаются такими же, как в конце XVIII в. (высокая талия делит фигуру в соотношении, прямая длинная юбка и узкий лиф). В 1809 г. в костюме вновь появляется корсет. Применение дорогих плотных тканей резко меняет пластику костюма. В нем появляется все больше декоративных элементов: рюшей, кружев, вышивки, оборок. Платье делают из плотного шелка или тонких прозрачных тканей, но на плотной шелковой подкладке, и вышивают однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью, блестящими пайетками. Оно часто имеет шлейф, низкое декольте, короткий рукав-фонарик на широком манжете.

Далее женский костюм становится более тяжелым, увеличивается количество поперечной отделки по низу. Юбку украшают оборками, кружевами, фестонами. Расширяется линия плеча. Линия груди остается завышенной, линия талии опускается ближе к естественной. Линия низа расширенной юбки укорачивается (до щиколоток). Характерное для стиля ампир увлечение вертикальными композиционными линиями уступает место членениям по горизонтали. Фигура делается менее высокой и стройной.

Интерес к природе, обычай совершать пешие прогулки приводят к значительному расширению ассортимента верхней женской одежды: появляются короткие спенсеры, однобортные рединготы из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, отделанные бархатом, атласом (зимой — стеганные на вате или подбитые мехом). Верхняя одежда повторяет силуэт, покрой и форму деталей платья. Костюм дополнялся капорами всевозможных фасонов, иногда с вуалью, а затем шляпой типа ток, длинными лайковыми перчатками, часто без пальцев. Туфли — открытые, плоские, кожаные на низком каблуке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: