Тема: Японский костюм

По предмету: История стилей в костюме

Лекция

Япония - страна с древнейшей культурой. Об этом говорят сохранившиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства и материальной культу­ры. В Японии существуют две религии: древнейший синтоизм и буддизм, при­шедший из Индии.

Из памятников архитектуры особенно выделяются храм Феникса и Золотой павильон с крышей, покрытой листовым золотом, построенные в период рас­цвета придворной культуры - Хэйан (что означает мир, спокойствие) в IX­ - ХII вв.

Несмотря на влияние китайской культуры, японская архитектура и особен­но жилище, и его интерьер очень самобытны. Жилище японцев небольшое и невысокое, легко трансформируется с помощью ширм, каждая из которых, покрытая росписью, представляет собой уникальное произведение искусства. Именно благодаря сохранившимся ширмам со сценками японской жизни, осо­бенно в период бурного развития Японии в XVI в., мы можем полнее предста­вить быт, нравы и костюм японцев эпохи Средневековья.

Особыми видами японского искусства являются Японские сады, чайная це­ремония и искусство аранжировки цветов - икебана. В них заложены глубокий смысл, умение наблюдать, созерцать, соотноситься и сливаться с природой, окружающим миром и космосом. Названия росписей ширм – «Любование кле­нами на горе Такао», «Цветущее дерево сливы», «Кипарис», «Ястреб на сосне» и др. - говорят о том, что проблемы бытия, идеи, связанные с высокой духовной сферой, с поисками абсолютной истины, всегда были для японцев актуальны.

Простой быт японцев всегда был окружен красивыми мелочами. Шелковый свиток с пейзажем и изречением в сочетании с икебаной в токонаме («ниша кpacoты»), имеющейся в каждом традиционном доме; циновки, керамика, нэтц­ке, изделия прикладного искусства, выполненные в черной, красной и золотой лаковой технике, и многое другое поражают воображение европейцев и сегодня.

Идеал красоты. Японцы относятся к монголоидной расе. Они имеют желто­ватую кожу, черные жесткие густые волосы, небольшой по сравнению с евро­пейцами рост и несколько своеобразное телосложение.

В период расцвета средневековой Японии (Хэйан) Сложился идеал красоты, который, изменяясь в веках, тем не менее, сохранял основные представле­ния японцев о красоте.

Многослойные объемные одежды, скрывающие фигуру, и набеленное лицо были характерны как для мужчин, так и для женщин - этого требовал при­дворный этикет.

Тип женской красоты складывался под влиянием особенностей быта, эти­кета и эстетических представлений японцев. Они всегда преклонялись перед белокожими дамами (это остается в силе и сейчас), поэтому японские знатные дамы сильно белили лица. Толстый слой белил делал их лица похожими на маски. Но в условиях быта японцев это оправданно, так как в невысоких поме­щениях со свойственным японским домам полумраком белое лицо, обрамлен­ное черными волосами и смягченное слабым освещением, на фоне цветных ширм и деталей интерьера выглядело не резко безжизненным, а светлым, неж­ным (акварельно размытым).

Идеал красоты женского лица менялся с течением веков. На портретах ХVII - XVIII вв. мы видим белолицых японок с овальным лицом, носом удлиненной формы, очень маленьким красным ртом и очень маленькими узкими глазами.

Разные позы показывают гибкость стана и кокетливость дам. Легкие, летящие шелка одежды подчеркивают это, развеваясь, ниспадая и расстилаясь по полушлейфом.

Японские женщины имеют своеобразное телосложение. У них удлиненный торс и несколько коротковатые по сравнению с европейцами ноги. При такой фигуре и многослойных одеждах японки никогда не обозначали талию, а под­поясывали одежду высоко, значительно выше линии талии. Пояс оби, широ­кий и объемный, обернутый вокруг тела, еще более расширял фигуру и делал ее прямой. Женщина в такой одежде и традиционной высокой обуви гэта ходи­ла маленькими шажками и выглядела достаточно грациозно. К тому же необы­чайную женственность и очарование ей придавало декольте на спине, обна­жавшее спину и гибкую шею, волосы с которой убирали вверх и укладывали на темени в виде высокой композиции, напоминающей бант, цветок и т. П.

Женщины в Японии не делали декольте на груди, но показу спины и шеи придавали большое значение. На многих японских изображениях, женщины по­казаны со спины или вполоборота.

Многослойные одежды делали тело массивным, а голову маленькой, осо­бенно у мужчин. Это считалось красивым. У женщин считалось красивым иметь маленькие кисти рук и стопы ног.

Виды и формы одежды. Текстиль. Ассортимент одежды, как в мужском, так и в женском костюме достаточно широкий. Основа японского гардероба плечевая запашная или распашная туникообразная одежда типа халата и поясная (у мужчин типа юбки-брюк - хакама, у женщин в Виде юбок - футано и косимаки).

Нижняя одежда типа халата называлась дзюбан. Поверх дзюбана надевалось кимоно. Оба вида одежды запашные, носили их с поясом. Поверх кимоно наде­вали хаори - более короткую распашную одежду типа куртки. Мужчины могли носить хаори с юбкой - брюками хакама. Полочки хаори соединялись встык и держались на завязке из двух шнурков. По виду, форме и крою мужские и женские дзюбаны, кимоно и хаори однотипны. Есть исторические сведения о том, что в III в. Япон­ские ткачи умели делать парчу. Парча, расшитая пурпурными нитками, многоцветный шелк и газ шли на изготовление одежды императоров и при­дворных. Шелк пришел в Японию из соседнего высокоразвитого Китая, где его производством за­нимались с глубокой древности.

В период Нара (VII в.) В Японии самым доро­гим считался привозной штоф - очень плотная шелковая узорчатая ткань, за ним шли вышитые пурпур и парча.

Расширение контактов с Китаем и Кореей по­зволило усовершенствовать и разнообразить вы­пуск узорчатых парчовых тканей, газа, различных шелковых материалов, а также наладить производство батика, набивных и трафаретных тканей; тканей, окрашенных в технике юхата, когда стя­нутыe узлом участки ткани не прокрашиваются.

Особенно популярной была парча с крупным узором из цветов, розеток, венков в сочетании с различными сюжетами. Часто на шелковой ткани изображались пейзажные мотивы. Эти ткани шли на изготовление дорогой одежды.

Повседневные одежды шили из грубого шелка, полушелка и текстиля из пеньки типа русской посконины (для бедняков). В период Хэйан, считающий­ся «японским рококо», ослабевают связи Японии с Китаем, что положитель­но сказал ось на японской культуре. Наступает расцвет придворной культуры, «золотой вею> японского дворянства.

Женский костюм периода Хэйан - это ослепительная по красоте тканей и колористического решения одежда, получившая название «дзюни-хитоэ» («пла­тье двенадцати слоев»). Костюм состоял из множества надеваемых друг на друга различных по цвету одежд, каждая из которых была несколько короче предыдущей: нижняя одежда из белого шелка - наии; красная шелковая юбка со складками - утибакама; легкое платье без подкладки - хитоэ; пять шелковых одежд разного цвета - итсутсугину; блестящий красный халат - утигину; верх­ний халат - уваги; каригину из блестящей парчи; юбка - мо.

Цветовое решение японского костюма своеобразно. Сочетания цветов в одежде имели поэтические названия: белый с фиолетовым – «слива», синий с зеленым – «колокольчик», розовый с зеленым – «персик», белый с розовым – «пион». Цветы сливы символизировали конец зимы, пион и сакку­ра - весну, лотос - лето, хризантема - осень. Одежды с изобра­жениями цветов носили в соответствии с сезоном. Невеста надевала костюм красного цвета или с красными элементами, которые символизировали радость. Одежды желтого цвета носил только император. В орнаментации и украшении японского костюма встречаются изображения облаков, завитков волн, растений, птиц, насекомых, животных и других элементов природы, а также стилизованные изображения гербов. Все это имело символический смысл.

К XIV в. костюм придворных значительно упростился, сократилось число одежд и их элементов. В XVI в. очень популярным становится косодэ - длинное, халатообразное, прямое, стеганое, шелковое платье с короткими рукава­ми его носили с поясом оби как женщины, так и мужчины. К XVII - XVIII вв. косодэ приобрело шлейф и декольте на спине. Косодэ считается в Японии зимней верхней одеждой.

Мужская одежда. В окончательном варианте мужской костюм сформировал­ся в следующем составе: нательная плечевая и поясная одежда и верхняя плечевая и поясная одежда. Нательная плечевая одежда - это хлопчатобумажный или шелковый дзюбан, прямой узкий халат, распашной или запашной с воротником-стойкой, который переходил в полоски тканей на бортах полочек, имел съемный белый подворотничок, видневшийся из-под воротника верхней плечевой одежды. Нательной поясной одеждой были набедренная одежда фундоси и несшитая юбка до колена, обернутая вокруг бе­дер, косимаки.

Верхней плечевой одеждой были кимоно, косодэ, хаори. Кимоно - просторная туникообразная запашная одежда типа халата с длинными широкими рукавами, на изготовление которой шло до 9 м ткани. Кимоно сшивалось из прямых полотнищ шириной 10х5 см и имело воротник и подворотничок, подобные тем, что были у дзюбана. К прямым проймам в 35-50 см пришивались рукава, зашитые внизу таким образом, чтобы остались небольшие отверстия для рук. Рукава имели вид мешков (пазух) и их часто использовали вместо карманов, которые отсутствую в японском костюме. Рукава шириной 40 - 55 см были либо шире проймы, либо совпадали с ней по размерам. Хаори - еще один вид верхней плечевой одежды, напоминающий куртку. Это прямая распашная широкая, длиной от 80 до 110 см одежда с широкими рукавами, завязанная встык тесемками спереди. Повседневные из гладкой темной или полосатой ткани, парадное хаори шили из черного шелка с белыми гербами - монами.

Верхней поясной одеждой была широкая юбка-брюки хакама, состоявшая из половинок, пришитых к двум разным поясам. Длина хакама была до щиколотки или до пола.

Женская одежда. Костюм женщин включал в себя нательную и верхнюю одежду. Нательная одежда была плечевой и поясной. Плечевая одежда дзюбан шилась из белой хлопчатобумажной или шелковой ткани либо из цветной светлой однотонной ткани и была похожа на мужской дзюбан.

Поясной нательной одеждой были хлопчатобумажная короткая (до колена) несшитая юбка и косимаки - длин­ная несшитая юбка из более дорогой ткани. Косимаки была видна, когда распахивалось кимоно. Верхняя одеж­да - кимоно, косодэ, хаори - напоминала мужскую.

Отличительной чертой женских дзюбана, кимоно и хаори являлось то, что они не были зашиты в области подмышки и проймы. Хаори имела на спине напуск специально для оби. Пояс оби был очень нарядной деталью женского кимоно. Оби завязывался бантом, который располагался обычно сза­ди, но иногда и спереди. Петли банта напоминали лепестки цветов, крылья бабочки и придавали женской фигуре осо­бую трогательность. Рукава кимоно имели разную длину.

Замужние женщины носили кимоно с более короткими рукавами, чем незамужние.

Обувь. Популярной обувью были гэта – деревянные башмаки, похожие на скамеечку, высотой до 10 см. Гэта надевались на белые носки таби на утолщенной подошве с отдельно выделенным напальчником для большого паль­ца стопы.В дождливую погоду на гэта надевали колпачки от грязи. Дзори - обувь одного размера, напоминающая современные пляжные шлепанцы.

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Мужские головные уборы это шляпы, напоминающие по форме пагоды; традиционные черные лакированные эбоси; шапочки в виде колпаков; широкополые и конусообразные шляпы из войлока и соломки. В холодную погоду и мужчины и женщины носили традиционные прямоугольные платки. Мужские плат­ки были меньше женских.

Знатные замужние женщины почти не носили головных уборов. Интерес­ным и своеобразным был головной убор невесты - цунокакуси. Он представ­лял собой белую повязку в виде шапочки без донышка. Этот налобник с красными цветами и другими украшениями имел специальное предназначение скрыть «рога ревности, прорезывающиеся» у каждой японской супруги.

Мужчины сбривали волосы ото лба к темени, а сзади их завязывали, стя­гивали в виде пучка или узла неболь­шого размера.

Женские прически до XVI в. пред­ставляли собой распущенные волосы, а с ХVII в., когда появилось декольте на спине, во­лосы стали поднимать вверх.

Прически японок очень красивы и многообразны. Они напоминали лепестки цветов и крылья бабочек.

И мужские, и женские прически закреплялись лаком.

Японские женщины почти не носили украшений. В особых случаях они прикрепляли к оби красивую жемчужину, бриллиант или другое драгоценное изделие. Сам пояс был дорогим украшением женского костюма.

Прически женщин украшались различными шпильками и гребнями из дерева, кораллов, панциря черепахи, кости, металла. Украшением причесок являлись также цветы.

Нэтцке - особое дополнение к одежде японцев. Это своего рода брелоки, с помощью которых к поясу прикреплялись различные мелочи.

Веера и зонтики, расписные и вышитые, были очень кра­сивым и популярным дополнением, своего рода украшением костюма японцев.

В период Хэйан лицо белили и мужчины, и женщины. Женщины долгое время красили губы темно-зеленой с металлическим отливом краской, а так­же сбривали брови и вместо них рисовали овалы высоко на лбу.

Загадочный облик женщины с таким макияжем несколько повторится по­том в облике гейш - свободных, красивых, образованных, хорошо знающих традиции женщин. С гейшами всегда с удовольствием общались во время чай­ных церемоний, приемов и т.п. Гейши были своеобразным украшением любо­го мероприятия.

Обычный макияж гейши сегодня - это сильно набеленное лицо с ярко­ красными красиво очерченными губами.

Контрольные вопросы и задания

1. Каков идеал красоты японской женщины?

2. Какие виды нательной одежды мужчин были в средневековой Японии?

3. Какие виды верхней одежды мужчин были в средневековой Японии?

4. Каким был японский текстиль?

5. Каковы цветовая гамма и символика цвета в текстиле японского костюма?

6. Перечислите виды нательной одежды японских женщин.

7. Перечислите виды верхней одежды японских женщин.

8. Каким был макияж женщин в период Хэйан?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: