Орнаментальная композиция в костюме

Характер орнамента и принципы его построения играют большую роль в различных видах композиции, так как с помощью орнамента можно не только декорировать поверхность, но и подчеркнуть, ярче выявить форму предмета. Орнамент обычно подчинен структуре, или тектонике, объекта, поверхность которого он украшает. Так, например, в произведениях керамики, он, как правило, размещается по конструктивным линиям — по горлышку или основанию кувшина, по самой выпуклой его части, определяющей перелом формы, по краю тарелки и т. д.

То же самое можно сказать и о расположении орнамента в костюме. Особенно наглядно это проявляется в образцах народной одежды. Дело в том, что народный костюм традиционно декорировался орнаментальными композициями — ленточными, сетчатыми, центрическими. В орнаментальных мотивах отразились эстетические, религиозные и мировоззренческие представления народа об окружающем мире.

Первоначально орнамент в костюме имел мистическое назначение — нанося разнообразные узоры на свою одежду, наши предки безоговорочно верили, что таким образом они оберегают себя от чар злых сил. Не случайно орнаментальные рисунки так и назывались оберегами.

Древние считали одежду индивидуальным домом для тела, защищающим его от воздействий таящего опасность окружения. Самыми «уязвимыми» в этом смысле участками одежды были отверстия (горловина, подол, низ рукавов), а также места соединения отдельных полотнищ ткани — швы. Если провести аналогию с архитектурой, эти участки соответствуют отверстиям в доме — двери, окна, край трубы и т. п. Чтобы обезопасить эти места, не допустить злые силы внутрь, принято было украшать эти участки особенно тщательно и богато.

Интересно, что «опасные» участки и линии одновременно являлись также конструктивными участками и линиями. Поэтому в народном костюме орнаментальные композиции всегда располагались вдоль конструктивных линий, не только украшая костюм, но и подчеркивая его тектонику.

В современном костюме орнаментальные композиции также используются довольно часто, но, разумеется, они уже утратили свою мистическую функцию, став лишь украшением. При этом следует отметить, что композиционное расположение орнаментов в современной одежде, особенно если речь идет о ленточных орнаментах, часто следует традициям, сложившимся в народном костюме.

Практически все рисунки ткани для создания одежды представляют собой раппортные композиции, или другими словами, сетчатые орнаменты. Размер и характер раппорта, содержание мотива и цветовое решение зависят от требований моды и образа, задуманного художником-модельером.

Ткань с орнаментальным рисунком обогащает композицию костюма, позволяет получить принципиально новые образные решения, в которых со всей полнотой раскрываются художественные качества рисунка. Понятно, что чем активнее, чем декоративнее рисунок, тем большее значение он имеет в композиции изделия. Рисунок ткани благодаря усилению его декоративных качеств может даже стать тем отправным моментом, который вообще определит общее композиционное решение.

При наличии на ткани четких контрастных рисунков необходимы, как правило, лаконичные конструктивные решения модели, ясные линии силуэта, ограничение или даже отсутствие декоративных деталей и отделки. Сложные линии силуэта и отделки, интересные сами по себе, не только слабо читаются, пропадают, а значит, теряют смысл при ярких активных рисунках ткани, но и могут повредить восприятию самого рисунка.

При проектировании костюма нужно обязательно учитывать влияние характера его формы на восприятие текстильного орнамента. Одежда может быть строгой прямой формы или ниспадающей складками драпировок. В зависимости от этого рисунок ткани в изделиях воспринимается по-разному: в первом случае он кажется плоскостным, во втором — изменяет свое направление соответственно форме и движениям фигуры человека, приобретает ритмическое движение.

Важно учитывать и то обстоятельство, что при некоторых способах кроя рисунок резко меняет свое направление, например, на юбках-клеш, сильно расширяющихся книзу (особенно, если ткань имеет четкий рисунок в виде полос или клеток).

Многие ткани имеют рисунок с односторонней направленностью. Нужно помнить, что возможности использования таких тканей в массовом производстве одежды ограничены, так как необходимость раскладки парных симметричных деталей в одном направлении снижает экономичность раскроя, а также затрудняет подгонку рисунка по линиям швов. Однако при индивидуальном изготовлении изделий с высокохудожественными качествами можно проигнорировать их неэкономичность.

Таким образом, при выборе ткани, имеющей тот или иной рисунок, художник-модельер должен учитывать следующие факторы:

• функциональное назначение костюма — является ли он одеждой повседневной, нарядной, домашней или для отдыха;

• возрастную принадлежность костюма — для детей различных возрастных групп, подростков, молодых людей или лиц пожилого возраста;

• половой признак — будут эту одежду носить мужчины или женщины, а может, она относится к стилю унисекс (не имеющая четких половых различий и предназначенная для ношения как мужчинами, так и женщинами, обычно характерная для молодежи);

• конструкцию и особенности модели — наличие резных линий и членений, присутствие и форма конструктивно-декоративных деталей, а также возможность раскроя «по косой»;

• соответствие этого рисунка требованиям моды текущего сезона.

Как уже было сказано выше, орнамент в композиции костюма может возникать не только в виде рисунка ткани, но и как способ декоративного оформления одежды. В этом случае он создается различными декоративными приемами: вышивкой, аппликацией, свободной росписью специальными красками для ткани, накладными тесьмой, кружевом и т. п.

Так или иначе, художник, включающий орнамент в композицию костюма, должен помнить, что орнаментальный рисунок и костюм — единое целое, они дополняют и обусловливают друг друга, лишь вместе составляя гармоническую завершенность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: