при v =const (карбюраторные двигатели)
Характерными особенностями их являются:
1) низкая степень сжатия смеси (e = 6 … 10);
2) приготовление горючей смеси из лёгкого топлива и воздуха вне цилиндра двигателя в особом устройстве – карбюраторе;
3) зажигание смеси в конце процесса сжатия электрической искрой;
4) неполнота сгорания топлива (при недостатке кислорода проявляется главным образом в появлении в отработанных газах оксида углерода).
Образование горючей смеси у карбюраторных двигателей происходит в карбюраторах. На рис. 9.3 показана схема простейшего карбюратора. В поплавковую камеру 2 из топливного бака поступает топливо, уровень которого поддерживается постоянным при помощи поплавка 1 с иглой 7. Поплавковая камера сообщается с окружающей средой так, что топливо в камере находится под атмосферным давлением.
При движении поршня вниз к НМТ атмосферный воздух проходит через диффузор 5. Под действием разности давлений в поплавковой камере и диффузоре топливо из поплавковой камеры через специальное калиброванное отверстие 3, называемое жиклером, и распылитель 4 поступает в диффузор и распыляется, перемешиваясь с воздухом. Образуется горючая смесь, которая поступает в камеру сгорания двигателя. Количество горючей смеси, поступающей в двигатель, а следовательно, мощность двигателя регулируются дроссельной заслонкой.
|
|
Теоретический цикл карбюраторного двигателя. Когда поршень движется от ВМТ к НМТ, через впускной клапан в цилиндр двигателя при атмосферном давлении поступает горючая смесь (рис. 9.2, линия 0–1 на диаграмме в p - v координатах). При обратном ходе поршня смесь подвергается адиабатному сжатию 1–2. Теоретически в ВМТ в момент окончания сжатия от специального запального устройства "свечи" смесь воспламеняется. Сгорание смеси происходит мгновенно при постоянном объёме (процесс 2–3), поршень остаётся практически на месте, давление в цилиндре резко возрастает. Образующиеся в результате сгорания топлива продукты сгорания адиабатно расширяются при перемещении поршня к НМТ (процесс 3–4). Открывается выпускной клапан, и часть отработавших газов удаляется при неподвижном поршне (процесс 4–1); в точке 1 давление равно атмосферному, и дальнейшее удаление продуктов сгорания из цилиндра производится поршнем, движущимся к ВМТ (процесс 1–0).
Характеристиками цикла являются степень сжатия и степень повышения давления . Определим термический КПД этого цикла, полагая, что теплоемкость сv и показатель адиабаты k постоянны.
Термический КПД цикла равен
. (9.1)
Количество подведённой теплоты в процессе 2-3 определится как
|
|
, (9.2)
а отведённой теплоты в процессе 4–1
. (9.3)
Тогда . (9.4)
Выразим T 2, T 3, T 4 через T 1, e и l. Для адиабатного процесса 1-2
.
Из уравнения изохорного процесса 2-3
Используя уравнение адиабатного процесса 3-4, получаем
.
Подставляя найденные значения температур в уравнение (9.4), получаем
. (9.5)
Из уравнения (9.5) следует, что термический КПД цикла с подводом теплоты при v = const зависит от степени сжатия и показателя адиабаты. С ростом e и k величина h t увеличивается. Ниже в таблице приведены величины термического КПД цикла при различных значениях e и k.
Таблица 9.1
e | ||||||||
h t | k =1.35 | 0.320 | 0.363 | 0.425 | 0.465 | 0.494 | 0.517 | 0.552 |
k =1.40 | 0.360 | 0.430 | 0.475 | 0.515 | 0.550 | 0.570 | 0.615 |
Для бензиновых двигателей степень сжатия ограничивается возможностью преждевременного самовоспламенения горючей смеси и определяется в основном сортом применяемого бензина. Ориентировочные значения степени сжатия для карбюраторных двигателей в зависимости от октанового числа топлива даны ниже.
Таблица 9.2
Октановое число | 66 … 72 | 72 … 76 | 76 … 78 | 82 … 90 | 90 … 100 |
Степень сжатия | 5.5 … 6.5 | 6.5 … 7.0 | 7.0 … 7.5 | 7.5 … 8.5 | 8.5 … 10.0 |
9.3. Двигатели внутреннего сгорания с подводом теплоты при p = const
Другой принцип сгорания топлива осуществляется в двигателях, конструкция которых была разработана в конце XIX века немецким инженером Дизелем. В этих двигателях в цилиндр всасывается, а затем сжимается только чистый воздух, что позволяет значительно повысить степень сжатия без всякой опасности самовоспламенения. Топливо с небольшим количеством воздуха, сжатым в специальном вспомогательном компрессоре, подается таким образом, чтобы давление в цилиндре в период горения сохранялось постоянным, поэтому и цикл называется ДВС с подводом теплоты при p = const.
Характерные особенности: 1) высокая степень сжатия воздуха (e = 14…20); 2) впрыскивание тяжёлого топлива внутрь цилиндра двигателя в конце процесса сжатия; 3) самовоспламенение топлива вследствие высокой температуры сжатого воздуха; 4) неполнота сгорания, характеризующаяся содержанием в отработанных газах сажи и небольшого количества оксида углерода.
Теоретический цикл ДВС с подводом теплоты при p = const
p - v диаграмма цикла представлена на рис. 9.4. В процессе 0–1 в цилиндр двигателя засасывается чистый атмосферный воздух, в процессе 1–2 осуществляется адиабатное сжатие этого воздуха. Затем при давлении p 2 (точка 2) через специальную форсунку впрыскивается топливо. За счёт высокой температуры сжатого воздуха топливо воспламеняется и сгорает при постоянном давлении (процесс 2-3). Дальнейшее расширение продуктов сгорания происходит по адиабате 3-4. В состоянии, соответствующем точке 4, открывается выхлопной клапан цилиндра, давление в цилиндре снижается до атмосферного (по изохоре 4-1), и затем продукты сгорания выталкиваются из цилиндра в атмосферу. Характеристиками цикла являются степень сжатия и степень предварительного расширения . Определим термический КПД цикла, полагая постоянными теплоёмкости cp и cv, а также показатель адиабаты k = cp / cv:
. (9.6)
Количество подведённой теплоты
, (9.7)
а количество отведённой теплоты равно
. (9.8)
Подставим значения q 1 и q 2 в формулу для h t, получим
. (9.9)
Выразим T 2, T 3 и T 4 через e, r и k. Из уравнения адиабаты 1–2 следует
Для изобары 2-3 можно записать
, .
Из уравнения адиабаты 3-4 вытекает
или
Подставляя полученные значения температур в уравнение для термического КПД цикла, получаем
. (9.10)
Из уравнения следует, что . С увеличением e и k h t увеличивается, а с увеличением r – уменьшается. Ниже приведены величины термического КПД цикла при различных r и e для k = 1.35. Здесь же даны значения температур в конце процесса сжатия, величина которых объясняет процесс воспламенения топлива.
|
|
Таблица 9.3
e | ||||||
h t | r =1.5 | 0.52 | 0.54 | 0.57 | 0.59 | 0.62 |
r =2.5 | 0.46 | 0.49 | 0.52 | 0.54 | 0.57 | |
T, K |