Упражнения из положения сидя

«Переложи флажок под коленки». Сесть на пол, в руках держать флажок, согнуть ноги и под коленями переложить флажок из одной руки в другую.

«Удержи флажок». Сесть на пол, согнув ноги и опираясь руками сзади, флажок положить на пол перед ногами. Захватить флажок пальцами обеих ног, поднять над полом и стараться удержать его в этом положении.

«Положи флажок назад». Сесть на пол, ноги скрестить по-турецки, в руке держать флажок. Повернуться и положить флажок сзади. Сесть прямо. Потом повернуться и взять флажок. Повторить в другую сторону.

«Спрячь флажок под стул». Ребенок сидит на стуле, держа в одной руке флажок. Наклоняется вперед и кладет флажок под стул. Затем выпрямляется, руки прячет за спину. Снова наклоняется, берет флажок и, сев прямо, машет им над головой.

Упражнения для рук и плечевого пояса.

«Бокс». Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Сгибает руки на уровне груди, затем делает поочередно движения руками вперед и к середине, как бы боксируя.

«Бабочка». Ребенок стоит, его руки опущены вдоль тела. Поднимает руки в стороны и слегка помахивает кистями: «бабочка машет крылышками». Сгибает руки на уровне плеч и прикасается пальцами к плечам: «бабочка сложила крылышки». Ходит по комнате, помахивая кистями прямых рук, поднятых в стороны: «бабочка полетела».

«Покажи ладошки». Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельно, руки опущены. Попросите его вытянуть обе руки вперед ладонями вверх: «Покажи ладошки», затем спрятать ладошки за спину: «Спрячь ладошки».

«Часики». Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивает обеими руками вперед: «тик», а назад: «так».

«Выше-выше». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Качать расслабленными руками вперед-назад, с каждым разом поднимая руки все выше.

«Намотай нитку». Встать прямо, ноги врозь. Руки согнуты перед грудью, сжав пальцы в кулаки. Делать круговые движения кистями, как бы наматывая нитку на клубок.

«Забей гвоздь». Встать прямо, слегка расставив ноги. Руки согнуть перед грудью, сжав пальцы в кулаки. Постукивать правым кулаком по левому (затем левым по правому), как бы забивая гвозди.

«Погреемся». Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Разводит руки широко в стороны, затем обхватывает себя за плечи, как бы замерзнув.

«Лови комара». Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Хлопать в ладоши перед собой на уровне груди, лица, над головой.

«Похлопай в ладоши». Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Хлопать в ладоши впереди себя и сзади.

«Похлопай руками, как петух крыльями». Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднимать руки в стороны, а затем похлопать ими 2 – 3 раза по бедрам.

«Растяни резинку». Встать прямо, ноги врозь. Руки согнуты перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Медленно разводить руки в стороны, как бы растягивая резинку.

«Вырасти большим». Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Тянется вверх, поднимая руки.

«Сорви яблоко». Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Затем поочередно поднимает руки вверх, поднимаясь на носки, как бы срывая с дерева, высоко висящие яблоки.

«Колесо». Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Делать круговые движения прямыми руками вперед-вверх-назад.

«Самолет». Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Поднимает руки в стороны и, наклоняя туловище то вправо, то влево, делает большие махи руками.

«Полетим, как птичка». Малыш ходит по комнате, подняв руки в стороны и размахивая ими, как птица, машет «крыльями».

«Бей в барабан». Ребенок ходит по комнате, делая согнутыми руками движения, имитирующие игру на барабане.

«Подмети пол». Ребенок ходит, слегка наклонившись вперед, и делает руками движения, имитирующие подметание пола.

«Паровоз». Малыш ходит по комнате, делая попеременные движения согнутыми руками вперед-назад и приговаривая: «Чух-чух-чух!».

«Напилим дров». Встаньте с ребенком лицом друг к другу и возьмитесь за руки. Ноги слегка расставлены, одна рука впереди. Попеременно сгибайте и разгибайте руки, произнося «жжик-жжик». Движения должны быть ритмичные, плавные. Можно держаться за кольца.

«Пальчик о пальчик». Ребенок сидит на стульчике и повторяет за вами движения: «Пальчик о пальчик, тук да тук», при этом стучит указательными пальцами друг о друга. «Хлопай, хлопай, хлопай!» — хлопает в ладоши. «Спрятались, спрятались!» — закрывает лицо руками.

Упражнения для ног.

«Стал маленьким». Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельны, руки опущены. Низко приседает: «стал маленьким», затем встает: «стал большим». Можно помочь ему выполнить это упражнение, поддерживая его за палочку.

«Прятки». Ребенок приседает («прячется») и выпрямляется, держась за спинку маленького стульчика.

«Не пущу». Ребенок стоит, слегка расставив ноги, руки опущены. Приседает, затем выпрямляется с широко разведенными руками.

«Птицы клюют». Ребенок стоит, слегка расставив ноги, руки опущены. Присесть, постукивая пальцами о колени, затем выпрямиться.

«Елочка растет». Исходное положение то же. Ребенок приседает: «елочка маленькая», выпрямляется с поднятыми вверх руками: «елочка выросла».

«Срывай цветочки». Малыш ходит по комнате и приседает, как бы срывая цветочки.

«Зайчик». Встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседать, сгибая руки к плечам ладонями вперед, как зайчик, становящийся на задние лапки.

«Покачай ногой». Ребенок стоит, держась одной рукой за спинку стула. Покачивает ногой (дальней от стула) вперед – назад. Поворачивается и покачивает другой ногой.

«Птичка прыгает». Малыш передвигается по комнате мелкими прыжками, размахивая руками.

«Воробушек». Встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Низко присесть, поднять руки в стороны, помахивая ими, как крыльями, затем выпрямиться.

«Короткие и длинные ноги». Ребенок сидит на полу, вытянув ноги вперед и опираясь руками сзади. Сгибает ноги, подтягивая колени к груди: «короткие ножки», затем разгибает: «длинные ножки».

«Жучок». Ребенок лежит на спине и делает движения руками и ногами, подражая жуку, перевернутому на спинку.

«Беги, а я догоню». Ребенок бегает по комнате, а вы делаете вид, что ловите его.

«Ванька-встанька». Ребенок стоит, слегка расставив ноги, руки опущены. Медленно садится, затем встает, помогая себе руками.

«Сядь по-турецки». Ребенок стоит прямо, ноги скрещены. Помогите ему сесть по-турецки, а затем встать со скрещенными ногами. При вставании опора должна быть на наружные края стоп.

«Лошадка». Ребенок вприпрыжку бегает по комнате, изображая лошадку.

«Кач-кач». Ребенок сидит или лежит на спине. По вашей команде раскачивает ступни ног в стороны (вправо и влево), сгибает их и разгибает. Вариант игры: одновременно с движением ступней малыш открывает рот, высовывает язык в ту сторону, куда наклоняются ступни.

«Кто как передвигается». Ребенок ходит по комнате, подражая различным животным: «Кошка» — ходит тихо, на носочках. «Мишка косолапый» — ходит на наружных краях стоп. «Зайка» — прыгает на двух ногах, прижав согнутые руки к плечам ладонями вперед. «Цапля» — ходит, высоко поднимая колени. «Лошадка» — бегает вприпрыжку. «Лягушка» — подпрыгивает на корточках.

«Лягушки». Отметьте посредине комнаты большой круг. Внутри круга — «болото». Ребенок подпрыгивает на корточках, изображая лягушку.

Вот лягушка по дорожке скачет,

Вытянувши ножки. Ква-ква, ква-ква-ква!

Скачет, вытянувши ножки. Ква-ква-ква!

По окончании стишка хлопните в ладоши — напугайте «лягушку». Малыш прыгает в «болото» и сидит на корточках. В конце игры обязательно попросите ребенка потянуться, подняв руки вверх.

«Подпрыгни до ладошки». Предложите ребенку подпрыгнуть и достать головой до ладони, которую вы держите на небольшом расстоянии его головы. Варианты игры: подпрыгнуть и достать рукой (сначала одной, потом другой) колокольчик, ленточку, яркую игрушку.

«Птички». Расскажите ребенку о жизни птичек: «Днем птички летают и клюют корм». Ребенок прыгает по комнате, взмахивая руками, как крыльями, приседает и стучит пальцами по полу — «клюет». «Ночью птички спят в гнездышках». Ребенок бежит и садится в круг, начерченный на полу мелом, или на стульчик, делает вид, что спит.

Упражнения для туловища.

«Покачай головой, как лошадка». Ребенок стоит, слегка наклонившись вперед, ноги врозь, руки за спиной. Покачивает головой вниз-вверх в среднем темпе.

«Постучи по коленкам». Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Немного наклоняется вперед и быстро хлопает себя по коленкам.

«Качание деревьев». Встать прямо, ноги врозь, руки опущены. Наклониться вправо, затем влево, руки расслаблены.

«Самолет». Ребенок стоит, слегка расставив ноги, руки опущены. Поднимает руки в стороны ладонями вверх. Расправил крылья самолет: Приготовился в полет. Поворачивается в стороны, не опуская рук. Я направо погляжу: Жу-жу-жу, жу-жу-жу. Я налево погляжу: Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

«Насос». Исходное положение прежнее. Скользя руками вдоль туловища, ребенок наклоняется поочередно то вправо, то влево.

Направо, налево,

Руками скользя,

Назад и вперед

Наклоняться нельзя.

Это очень просто —

Покачай насос ты.

«Посмотри назад». Встать прямо, расставив ноги шире плеч, руки опустить. Поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками.

«Наклонись к кубику». Ребенок стоит, широко расставив ноги, в опущенных руках держит кубик. Наклоняется и кладет кубик сбоку от правой ноги. Выпрямляется, опустив руки. Затем наклоняется, берет кубик и, выпрямившись, перекладывает его в другую руку. Так же наклоняется и к другой ноге.

«Наколи дров». Ребенок стоит, широко расставив ноги, руки внизу соединены в «замок». Поднимает руки вверх и с наклоном быстро опускает.

Раз — дрова,

Два — дрова.

Раскололся ствол едва!

Бух — дрова,

Бах — дрова.

Вот уже полена два.

«Наклоны с прямыми ногами». Для начала помогите малышу: поставьте его спиной к себе и придерживайте колени, не давая им сгибаться. Ребенок наклоняется за игрушкой, затем выпрямляется. Позже малыш наклоняется самостоятельно, не сгибая коленей, старается достать игрушку или носки ног.

«Бутончик». Ребенок стоит, слегка расставив ноги, руки опущены. Ритмично под чтение стишка наклоняет голову поочередно к плечам, вперед, назад. Каждый бутончик склониться бы рад направо, налево, вперед и назад. Затем поднимает руки вверх, склоняя кисти над головой. От ветра и зноя бутончики эти спрятались живо в цветочном букете.

«Маятник». Ребенок сидит на полу, скрестив ноги по-турецки, руки лежат на коленях. Раскачивает туловище то вправо, то влево, приговаривая: «Тик-так».

«Качалка». Исходное положение прежнее. Малыш раскачивает туловище вперед-назад.

 

«Подними ножки». Ребенок лежит на спине. Самостоятельно поднимает прямые ноги и старается дотянуться ступнями до игрушки.

«Велосипед». Ребенок лежит на спине, слегка согнув ноги. Поочередно сгибает и разгибает ноги, имитируя езду на велосипеде.

«Присаживание». Ребенок лежит на спине. Придерживая ему ноги, попросите ребенка сесть. Для начала можно помогать, поддерживая то за одну, то за другую ручку.

«Напряженное выгибание» («Возьми игрушку с пола»). Сядьте на стул, рядом с собой сбоку положите на пол привлекательную игрушку. Положите ребенка к себе на колени животом вниз так, чтобы плечи и грудь были на весу. Поддерживая ребенка за ноги, предложите ему наклониться и взять игрушку, затем вернуться в исходное положение. Затем положите ребенка вниз спиной и попросите его наклониться назад и, взяв игрушку, сесть. Это упражнение достаточно трудное, особенно для нетренированных детей, поэтому достаточно выполнить один-два наклона в каждую сторону.

«Ежик». Ребенок лежит на спине. Обхватывает руками колени и прижимает согнутые ноги к груди: «Вот свернулся еж в клубок, Потому что он продрог». Затем снова ложится на спину, потягивается, руки выпрямлены вверх, за голову: «Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся».

«Повороты в стороны». Ребенок стоит на коленях. Предложите ему брать игрушку с одной стороны и, поворачивая туловище, класть ее на другую сторону.

«Ласточка». Ребенок лежит на животе, руки разведены в стороны. Слегка прогибаясь, поднимает голову и руки. Для начала можно помочь ему, поддерживая за разведенные в стороны руки, кольца.

«Кошечка». Пре дложите ребенку встать на четвереньки. Опуская голову, выгнуть спину вверх, как кошка, когда она сердится. Затем поднять голову и прогнуть спину, потягиваясь.

«Колобок». Лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела. Сжаться в комочек, притягивая руками колени к груди и стараясь коснуться лбом коленей. Покачаться в таком положении вперед-назад.

«Бревнышко». Лечь на спину, руки вытянуть вверх, за голову. Повернуться, не сгибая ни туловища, ни ноги, на бок, затем на живот. Покататься «бревнышком» по полу.

Упражнения с мячом.

«Посмотри на мяч». Ребенок стоит прямо, ноги врозь, в опущенных руках держит перед собой мяч. Поднимает мяч над головой и смотрит на него.

Приседание с мячом. Встать прямо, ступни ног поставить параллельно, в опущенных руках держать мяч. Присесть, коснуться мячом пола, затем выпрямиться.

Наклоны к мячу. Сесть на пол, ноги врозь, в руках держать мяч. Наклониться вперед, положить мяч между ступнями и выпрямиться. Затем наклониться, взять мяч и снова выпрямиться.

Перекладывание мяча. Сесть на пол, ноги врозь, в руках держать мяч. Положить мяч с одной, затем с другой стороны.

Катание мяча – I вариант. Ребенок сидит на полу, широко разведя ноги или по-турецки. Старается прокатить мяч вперед, подальше от себя.

Катание мячаII вариант. Ребенок сидит на корточках и катает мяч вокруг себя.

Перекатывание мяча. Малыш ходит по комнате и, наклоняясь вперед, перекатывает большой мяч по полу, толкая его руками.

«Мяч вокруг ног». Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки с мячом опустить. Наклониться и, придерживая мяч руками, прокатить его вокруг одной и другой ноги. Взять мяч и выпрямиться.

Прокатывание мяча. Ребенок стоит. Наклонившись, старается прокатить мяч между ножками стула и табурета.

«Оттолкни мяч руками». Малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Встаньте напротив и, держа мяч на одной руке, предложите ребенку столкнуть его.

«Оттолкни мяч ногами». Ребенок сидит на полу, согнув ноги и опираясь руками сзади. Подкатите большой мяч и предложите малышу оттолкнуть его от себя обеими ногами.

Дети двух лет и старше начинают овладевать бросанием. Вначале они лишь отталкивают мяч кистью руки, затем постепенно у них возникает правильный навык замаха с поворотом туловища в сторону бросающей руки. Развивается толчок определенной силы, напрягаются соответствующие группы мышц. Необходимо научить ребенка принимать правильную позу: при броске правой рукой правую ногу отставляют назад и на нее переносят тяжесть тела. При броске левой рукой, наоборот, тяжесть тела — на левой ноге. Играйте с ребенком в мячик. Нужно учить ребенка бросать и ловить мячи различного размера (маленькие – одной рукой, большие – обеими).

«Все дальше и выше». Если ребенок уже неплохо ловит и бросает мяч, можно понемногу увеличивать расстояние, приговаривая при бросках: «Бросим дальше, бросим выше».

«Какой мяч больше». Разложите несколько мячей разного размера. Предложите ребенку выбрать и принести большой мяч. Если он ошибся, то объясните разницу, давая подержать большой и маленький мяч. Затем попросите принести маленький мячик.

«Футбол». Предложите ребенку поиграть в футбол, то есть при ходьбе катать мяч толчками ног.

 

Глава 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: