Массаж и гимнастика для детей в возрасте от одного года до трех лет

Физические упражнения и игры для ребенка второго и третьего года жизни необходимо подбирать с учетом его двигательных навыков, особенностей физического и психического развития. Основу двигательной активности малыша должны составлять ходьба, лазанье, преодоление препятствий, различные игры с мячом, обручем, гимнастической палочкой и другими игрушками.

Самая эффективная форма занятий с двух-, трехлетним ребенком — игра. Для начала это могут быть простые и интересные задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за диванной подушкой, за креслом. Постепенно игры становятся богаче по содержанию, сложнее, но они не должны заменять гимнастику, т. к. правильность и точность движений вырабатываются упражнениями. Поскольку дети в этом возрасте очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте их с движениями животных, персонажей из сказок и мультфильмов. При проведении занятий на улице используйте оборудование детской площадки, рельеф местности, скамейки, бревна, камешки и т. п.

Усложнять задания надо постепенно, только после того, как ребенок овладеет более простыми движениями. Если ребенок устал и не хочет выполнять какое-либо упражнение, не настаивайте, пусть он отдохнет. Дети младшего возраста отличаются повышенной утомляемостью и наряду с этим способностью быстро восстанавливать свои силы. Поэтому занятия гимнастикой должны быть не слишком долгими (5 – 6 упражнений) и включать паузы отдыха.

В занятиях с детьми до года активные упражнения чередовались с пассивными, и с массажем, который являлся хорошим отдыхом. Если ребенок привык к этому, то желательно по-прежнему сочетать массаж и гимнастику, причем массаж какой-либо области (например, спины) предшествует упражнениям для данной группы мышц (например, прогибанию спины). Если совмещать массаж и гимнастику не удается, то лучше перенести упражнения на утреннее время, превратив их в веселую зарядку. Массаж можно делать во второй половине дня.

Особенности массажа

При массаже ребенка от одного года до трех лет особенное внимание уделяется тем частям тела, тем мышцам, которые несут большую нагрузку, связанную с прямохождением. Укрепляются мышцы спины, живота и ног.

Массаж наилучшим образом подготавливает несовершенный мышечно-связочный аппарат к новым нагрузкам и способствует профилактике нарушения осанки, искривлений ног, плоскостопия. Для улучшения деятельности органов дыхания следует массировать грудную клетку сзади и спереди. Желательно делать массаж кистей, каждого пальчика в отдельности, т. к. существует тесная связь между развитием тонких движений пальцев и умственным развитием, особенно речью. Массировать ручки можно несколько раз в день. Ребенку полезно играть с мелкими предметами (под контролем взрослых), «считать» на счетах, «играть» на пианино и т. п.

В массаже применяются все приемы: поглаживание, растирание, разминание, легкие ударные приемы.

1. Массаж спины (особенно тщательно — поясничной области). Поглаживание по всей поверхности, 2 – 3 раза. Растирание подушечками пальцев (тыльной поверхностью согнутых пальцев), пиление, по всей поверхности спины (2 – 3 раза), отдельно — граблеобразное растирание по межреберным промежуткам, (1 – 2 раза). Разминание – преимущественно накатывание и сдвигание (1 – 2 раза), ударные приемы – пунктирование или легкие похлопывания по боковым поверхностям грудной клетки. Поглаживание.

2. Ягодичная область. Поглаживание – круговое или Х-образное (2 – 3 раза). Растирание – поочередно каждую ягодицу, другая рука удерживает массируемую область (2 – 3 раза каждую). Разминание двумя руками (2 – 3 раза). Ударные приемы – легкое рубление, похлопывание, пощипывание. Поглаживание.

3. Массаж ног. Проводится поочередно: сначала задняя поверхность одной ноги, затем – другой, после этого массируется передняя поверхность ног. Поглаживание всей ноги 1 – 2 раза.

Бедро (задне-наружная поверхность). Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление (2 – 3 раза). Разминание одной или двумя руками (2 – 3 раза). Поглаживание 1 – 2 раза.

Голень (задне-наружная поверхность). Поглаживание, 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев или кольцевое (1 – 2 раза). Разминание одной или двумя руками (2 – 3 раза). Поглаживание (1 – 2 раза). Для укрепления коленного сустава проводится поглаживание и круговое растирание мыщелков бедра (костных выступов по краям подколенной складки). Отдельно поглаживается и растирается ахиллово (пяточное) сухожилие. Внутреннюю и наружную лодыжки следует поглаживать и растирать круговыми движениями. Подошва поглаживается и растирается гребнеобразным приемом, разминается наружный и внутренний край стопы.

Передняя поверхность ног. Исходное положение ребёнка – лежа на спине, под его коленями располагается валик. Производят поглаживание всей ноги 1 – 2 раза.

Бедро (передне-наружная поверхность). Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев и др. (2 – 3 раза). Разминание (одной или двумя руками). Ударные приемы (легкое похлопывание, пунктирование). Поглаживание.

Голень (передне-наружная поверхность). Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев (1 – 2 раза). Щипцеобразное разминание одной рукой 1 – 2 раза. Поглаживание 1 – 2 раза.

Стопа. Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание – граблеобразное, поперечное, 2 – 3 раза. Желательно промассировать каждый пальчик. Затем следует еще раз погладить и растереть внутреннюю и наружную лодыжки. Заканчивайте массаж ноги общим поглаживанием.

Для профилактики плоскостопия можно сразу после массажа стоп дать ребенку задание: удерживать стопами мячик или какую-нибудь округлую игрушку.

4. Массаж живота. Поглаживание круговое и встречное по косым мышцам (2 – 3 раза каждый прием). Растирание подушечками пальцев (по ходу часовой стрелки), стимулирующий точечный массаж или пощипывание вокруг пупка. Поглаживание (все приемы).

5. Массаж передней поверхности грудной клетки.

Поглаживание 2 – 3 раза. Растирание по межреберным промежуткам (граблеобразно в направлении от грудины). Поглаживание.

 

Упражнения для детей

Ходьба по «узкой дорожке».

На полу обозначьте мелом (веревками, палками, можно использовать рисунок ковра) дорожку шириной 30 см. В дальнейшем «дорожку» следует постепенно сужать до 20 – 10 см. Предложите ребенку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие. Обращайте особенное внимание на положение стоп при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят.

Ходьба по гимнастической скамейке.

Хорошо, если есть возможность установить дома гимнастическую скамейку или невысокую лавочку. Если нет, то эти упражнения делайте во время прогулки, используя «бревно» на детской площадке, ствол лежащего на земле дерева, и т. п.
Для начала помогите малышу идти по скамейке, поддерживая его за руку. Но не стоит слишком «опекать» ребенка, дети в этом возрасте стремятся к самостоятельности.

Ходьба боком.

Ходить боком мелкими приставными шагами можно по «узкой дорожке» или по гимнастической скамейке. Научите малыша одинаково хорошо передвигаться и в правую, и в левую стороны.

Ходьба с предметами.

Если ребенок хорошо освоил ходьбу по гимнастической скамейке, то можно предложить ему пройти, удерживая в руках мяч, кегли и т. п.

Ходьба в различном темпе.

Подготовьте ребенка к заданию. Для этого посадите его перед собой и попросите показать свои ножки. Когда ребенок поднимет ноги, скажите, что ножки у него маленькие, но бегают быстро.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке.

А у медведя и слона ноги большие, а ходят они медленно.

Большие ноги

Шли по дороге.

Создав образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения, предложите ребенку поиграть. Дети с удовольствием ходят и бегают в соответствии со словами припевки и ритмом мелодии.

Перешагивание через препятствия.

Научите ребенка ходить, высоко поднимая ноги, как «цапля»:

До чего трава высока!

То крапива, то осока.

Поднимай повыше ноги,

Коль идешь не по дороге.

Начертите на полу мелом две параллельные линии на расстоянии 10 – 20 см (или положите две параллельные палочки). Предложите ребенку перешагнуть через них несколько раз. Можно, положив на пол лесенку, провести ребенка внутри лесенки по полу, перешагивая через ступеньки. Затем проведите его по ступенькам от одного конца к другому. Попросите перешагнуть через невысокий предмет (10 – 15 см). Если это упражнение выполняется хорошо, усложните его, разместив на полу несколько препятствий. Следите, чтобы ребенок не шаркал ногами, учите его перешагивать через невысокие бугорки, камешки. Пусть ребенок сам поднимается по лестнице, сначала приставным шагом, а затем и переменным.

Игра «по ровненькой дорожке».

Игра «по ровненькой дорожке» наверняка понравится ребенку и поможет усовершенствовать навык ходьбы.

По ровненькой дорожке

Бежали наши ножки.

По камешкам, по камешкам

И в ямку за товарищем.

При словах «по ровненькой дорожке» ребенок идет обычным шагом, при словах «по камешкам» перешагивает через воображаемые камешки, при словах «в ямку за товарищем» приседает. Затем встает и снова идет:

Встали мы на ножки

На ровненькой дорожке.

Но вот наш дом,

В нем мы живем.

Игра «Петушок».

Расставьте на полу на расстоянии шага невысокие предметы. Руки ребенка — «крылья» — опущены. Он перешагивает через предметы, высоко поднимая колени и произнося: «Петушок» по слогам. На слоге «-шок» опускает ногу за предмет.

Ходьба по наклонной скамейке.

Укрепите гимнастическую скамейку или длинную доску, приподняв один ее конец на высоту 20 – 25 см. Предложите ребенку пройти по скамейке вверх, повернуться и спуститься вниз. Вначале помогайте ему, поддерживая за руку.

Игра «Погладь мишку».

Посадите на вершине «горки» мишку или любого другого игрушечного зверька. Предложите ребенку подняться наверх и, наклонившись, погладить игрушку.

Игра «Собери кубики».

На вершине «горки» закрепите корзину для кубиков. Попросите ребенка собрать разбросанные на полу кубики и по одному перенести их в корзину.

Игра «Мяч с горки».

Ребенок поднимается по «горке» и поворачивается. Затем скатывает мяч вниз и бежит, догоняя его. Научите ребенка всходить на невысокую (10 – 20 см) скамеечку или ящик и сходить вниз, сохраняя равновесие. Поощряйте стремление ребенка подняться по склону холма, взобраться на горку, покачаться на качелях, покружиться на каруселях.

Игра «Пролезь в окошко».

Поставьте лесенку вертикально и удерживайте се руками. Предложите ребенку пролезть между второй и третьей ступенькой.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка.

Затем поставьте лесенку на боковую перекладину и предложите ребенку пролезть между перекладинами. Полезно научить ребенка влезать по наклонной лесенке. Для этого закрепите один конец лестницы на сиденье стула или специальной подставке. Поддерживая ребенка за туловище, помогите ему пройти вверх на четвереньках. И, наконец, обязательно покажите ему, как правильно перелезать через препятствия. Для этого удобно использовать гимнастическую скамейку или невысокую лавочку. Пусть ребенок встанет боком к скамейке и, опираясь руками, перелезет через нее. Повторите упражнение несколько раз в обе стороны. Можно предложить ребенку вскочить на скамейку двумя ногами в положении на четвереньках и соскочить с другой стороны. При этом он продолжает опираться на скамеечку руками.

Упражнение – ползание.

Если ребенок не ползал на четвереньках в младенчестве, еще не поздно научить его этому. Ползание замечательно укрепляет все мышцы туловища, рук и ног, развивает координацию движений.

«Собачка». Ребенок ходит на четвереньках по комнате, подражая собаке.

«Бычок». Ребенок ходит на четвереньках, поворачивая голову направо и налево. При ходьбе протяжно произносит звук «му-му», подражая бодающемуся бычку.

«Козлик». Можно предложить ребенку п ередвигаться по полу на четвереньках мелкими прыжками, подражая козленку и произнося «бэ-бэ»; ходить на четвереньках по скамейке, сохраняя равновесие.

«Поскачи, как зайчик». Ребенок встает на четвереньки на скамейку. Переставляет одновременно руки вперед и подтягивает ноги прыжком.

«Пройди между ступеньками». Положите лесенку на пол и предложите ребенку пройти на четвереньках внутри ее, перешагивая через ступеньки.

«Пройди по ступенькам». Предложите ребенку пройти по лежащей на полу лесенке, опираясь ногами и руками о ступеньки.

«Поздоровайся с зайкой». Поставьте посередине комнаты стул (табурет, невысокий журнальный столик), на расстоянии 1,5 – 2 м – другой стул, на который посадите игрушечного зайца (мишку, куклу...). Предложите ребенку пролезть на четвереньках под стулом, затем выпрямиться и поздороваться с зайкой, пожав ему лапку.

«Мяч в ворота». Воротами может служить стул, табурет и т. п. Ребенок берет мячик, катит его в ворота и бежит за ним. Пройдя в ворота на четвереньках, выпрямляется и догоняет мяч.

Упражнения с флажками.

Маленькие дети с удовольствием выполняют упражнения с флажками.

«Покажи и спрячь флажки». Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки с флажками опущены. Вытягивает руки вперед при словах: «Покажи флажки», прячет их за спину при словах: «Спрячь флажки».

Встать прямо, ноги врозь. Из этой исходной позиции выполняются следующие упражнения:

- руки с флажками опустить, поднять прямые руки вперед, затем опустить.

«Флажки — в стороны». Поднять прямые руки в стороны, затем опустить.

«Флажки — назад». Отвести прямые руки, как возможно дальше назад, и опустить.

«Флажки — вверх». Поднять прямые руки вперед, вверх и опустить.

«Помаши флажками». Попеременно взмахивать одной рукой вверх, другой – назад.

«Флажки — к плечам». Согнуть руки к плечам, держа флажки вертикально, затем опустить.

«Скрещивание флажков внизу». Руки с флажками отведены в стороны, затем прямые руки опускаются вниз, скрещиваются перед собой, затем руки поднимаются в стороны.

«Скрещивание флажков над головой». Руки с флажками внизу, ребёнок поднимает руки через стороны вверх и скрещивает их над головой, затем опускает.

«Ходьба с флажками». Ребенок ходит по комнате, поднимая флажки по вашему указанию: вперед, в стороны, вверх.

«Постучи флажками». Руки с флажками опущены, ребенок низко приседает и несколько раз стучит флажками о пол, затем выпрямляется, поднимая руки вверх.

«Прыгни через флажок». В руке ребёнок держит свернутый флажок, далее надо наклониться, положить флажок на пол у носков ног, выпрямиться, перепрыгнуть через флажок, затем повернуться и вновь перепрыгнуть.

«Повороты с флажками». Руки с флажками опустить, поворачиваться в стороны, поднимая флажки вперед.

«Достань флажками пол». Руки с флажками поднять вперед, наклониться и достать флажками пол (ноги не сгибать).

«Покачайся с флажками». Руки с флажками отвести в стороны, покачиваться вправо и влево, не опуская рук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: