Массаж и гимнастика детей 1 – 3 лет. Профилактика нарушений осанки, плоскостопия, развитие координации движений

Особенности развития детского организма в большой степени определяются подходом родителей к режиму, выбору подвижных игр и физических упражнений. Костная система маленького ребенка интенсивно формируется. Дети в возрасте от одного года до трех лет выглядят еще непропорционально, у них сравнительно большая, по отношению к туловищу, голова и относительно короткие ноги. Роднички, и швы костей черепа затягиваются полностью лишь к полутора годам, костная ткань еще мягкая и эластичная. Родители должны внимательно следить за развитием скелета и предупреждать появление деформаций. Кожа и подкожно-жировой слой очень ранимы и нежны. Ребенок легко перегревается и переохлаждается.

Сердечно-сосудистая система имеет свои возрастные особенности. Пульс маленького ребенка чаще, чем у взрослого (в норме 110 – 115 ударов в минуту), причем частота его сильно увеличивается при волнении, беге, крике, высокой температуре. Артериальное давление тем ниже, чем младше ребенок. Органы дыхательной системы еще недостаточно развиты: носовые ходы узки, слизистая оболочка носоглотки рыхлая, гортань, трахея, бронхи и легкие также имеют ряд особенностей в строении и функционировании. Все это предрасполагает к частому возникновению острых респираторных заболеваний, развитию осложнений. Кроме того, у детей отмечается повышенная чувствительность к недостатку свежего воздуха. Если ребенок долгое время находится в плохо проветриваемой комнате, то становится вялым, раздражительным, у него нарушается сон, пропадает аппетит. Пищеварительная система продолжает совершенствоваться. На третьем году жизни малыши имеют уже все молочные зубы, а это значит, что пора приучать ребенка чистить их.

При формировании структуры питания ребенка необходимо учитывать то обстоятельство, что хотя желудочный сок ребенка уже с рождения и содержит основные пищеварительные ферменты и соляную кислоту, активность их нарастает медленно, и двухлетний малыш просто не в состоянии переварить копченую колбасу или маринованный огурчик.

Необходимо понимать, что именно в первые три года жизни ребенка закладывается фундамент его здоровья на всю будущую жизнь. Потом мы лишь исправляем ошибки.

Оценивая развитие ребенка в возрасте от одного года до трех лет, следует обращать внимание на следующие важные особенности.

Ходьба детей второго года жизни имеет ряд характерных особенностей:

- центр тяжести тела находится выше, чем в более позднем возрасте, поэтому им нелегко удерживать равновесие;

- ребенку приходится более широко расставлять ноги, чтобы увеличить площадь опоры;

- работа мышц еще недостаточно согласована, поэтому ходьба неритмична, шаги неравномерны: дети то идут быстро, почти бегут, то замедляют шаг, раскачиваются из стороны в сторону, с трудом поднимают ноги от пола, стопы слегка развернуты наружу;

- движения рук и ног ребенка не скоординированы особенно, когда ребенок только начинает осваивать ходьбу: только к 2,5 – 3 годам дети при выносе, например, правой ноги вперед отводят назад левую руку, и наоборот.

К трехлетнему возрасту у ребенка вырабатывается индивидуальная походка, которая почти всегда остается на всю жизнь. Дети 2 – 3-х лет охотнее бегают, чем ходят, причем движения при беге у них согласованы лучше, чем при ходьбе. Они бегают мелкими, семенящими шагами, отталкиваясь всей ступней, неритмично и тяжеловато, часто теряют равновесие и падают. Это не мешает им быстро вставать и продолжать бег.

Из других движений лучше развито лазание – ребенок легко перелезает через различные предметы, подползает под них. Дети начинают подниматься в горку и спускаться с нее. При подъеме ребенок слегка клонится вперед, при спуске – назад.

Ребенок должен научиться перемещать свой центр тяжести в зависимости от угла наклона той или иной поверхности, чтобы успешно передвигаться по любой местности,

Дети двух лет и старше постепенно овладевают бросанием. Вначале они отталкивают предметы кистями рук, затем формируется правильный навык замаха с поворотом туловища в сторону бросающей руки, развивается толчок определенной силы.

В этом возрасте ребенок способен противопоставить большой и указательный пальцы, захватывая предметы, слишком мелкие для того, чтобы брать их всеми пальцами (например, не кусок хлеба, а хлебные крошки). Правда, пока он делает это не очень уверенно. Точные движения рук нужно тренировать, это очень важно для дальнейшего умственного развития ребенка. Можно дать малышу две коробочки, одну – наполненную мелкими предметами, другую – пустую. Пусть перекладывает эти предметы из одной в другую.

Кроме того, ребенку надо учиться пользоваться обеими руками одновременно, причем одна из них должна быть главной. Предложите малышу доставать из банки орехи, переливать воду из одной ложки в другую. Все эти занятия нравятся детям, а вы можете понаблюдать и определить, кто ваш малыш: правша или левша? Ребенок в этом возрасте еще очень неловкий, поэтому основная задача родителей состоит в том, чтобы усовершенствовать у него общие движения, развить чувство равновесия, координацию и ловкость.

Все это удается, если правильно подбирать малышу занятия и игры. Играя, дети много бегают, ползают, выполняют всевозможные сложные движения, в том числе с разными предметами. Во время подвижных игр у них развиваются такие ценные качества, как уверенность в себе, смелость, настойчивость. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и даже соблюдать простейшие правила. В 2 – 3 года они сами находят себе занятия и могут долгое время играть одни. От элементарных действий с предметами они постепенно переходят к сюжетным играм, копируют действия взрослых, изображают животных. Ребенок, не умеющий играть, то и дело просится на руки, чего-то требует.

Игра – важнейшее занятие в жизни маленького человека, отнеситесь к этому серьезно!

Физическое воспитание детей второго и третьего года жизни.

Второй и третий годы жизни, пожалуй, самые интересные и динамичные в развитии ребенка. Ребенок из беспомощного новорожденного превратился в самостоятельную разумную личность. От зачатия и до момента рождения его мозг растет с поразительной скоростью. Эта скорость остается гигантской и в возрасте от рождения до тридцати месяцев, после чего, вплоть до шестилетнего возраста, продолжает быть достаточно большой и лишь потом резко замедляется. Отсюда легко понять, что от рождения и до шести лет, в течение каждого последующего месяца, мозг прирастает медленнее, чем в течение предыдущего. Стоит ли говорить о том, что самые ранние моменты жизни являются в этом отношении и самыми ценными. Крепко встав на собственные ножки, научившись ходить, ребенок все время находится в движении, любопытству его нет предела. Важно, чтобы ребенок был, по возможности, свободен в своих исследовательских занятиях.

Умение двигаться не передается по наследству, а формируется в зависимости от условий, в которых растет ребенок. Почему одни дети не умеют ползать и сразу начинают ходить, другие малоподвижны и предпочитают сидеть, а третьи начинают плавать еще в младенческом возрасте? Очень и очень многое зависит от сознательного отношения родителей к процессу воспитания. Взрослые должны всеми доступными путями способствовать развитию и совершенствованию тех движений ребенка, которые будут ему необходимы при самостоятельных играх дома или на прогулке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: