Исследованиями М.М. Кольцовой установлено, что становление речи тесно связано с развитием моторики, в частности мелкой моторики пальцев руки. Упражнения для пальцев рук — развитие тонких движений, очень полезны маленьким детям. Известно, что речевой центр и центр, управляющий движениями пальцев, расположены в коре головного мозга рядом друг с другом. Поэтому работа пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевой центр и способствует умственному развитию ребенка.
Развитию мелкой моторики способствуют индивидуально проводимые упражнения по нанизыванию колец пирамидки, выкладыванию мозаики, палочек и т. д. Из палочек можно выложить дорожку, домик, забор, елочку. Сначала надо давать детям крупные палочки (размером с простой карандаш), постепенно уменьшая их размер до счетной палочки, а затем и спички. При этом важно учить детей правильно захватывать предметы-тремя пальцами (большим, указательным и средним).
Кроме упражнений с предметами, развитие мелкой моторики также осуществляется в играх пальцами («Сорока, Ладушки, Коза») и в специальных упражнениях, в которых логопед поочередно поднимает и опускает все пальцы сначала одной, а затем другой руки ребенка, проводит сгибание и разгибание пальцев и т. д.
|
|
Мелкая моторика влияет на становление речи ребенка, поэтому процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять пристальное внимание (в частности и после того, как ребенок заговорил). От этого зависит становление речи ребенка, а также дальнейшие успехи в развитии и обучении.
Методы развития мелкой моторики.
Это игра с мелкими предметами: пуговицами, бусинками, семечками, горохом и т.д. Ребенок может складывать эти предметы в баночку, строить из них узоры, сортировать по цвету и размеру; игры-шнуровки; лепка из пластилина и теста; пальчиковая гимнастика.