Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика требует минимум временных затрат и совершенно не предполагает каких-либо дополнительных «инструментов»

Пальчиковая гимнастика требует минимум временных затрат и совершенно не предполагает каких-либо дополнительных «инструментов», кроме ручек малыша. Пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самыми маленькими детьми.

Движения рук и пальчиков ребенка, сопровождаемые простыми детскими стишками, благотворно влияют на развитие ребенка. Ежедневная гимнастика для пальчиков способствует развитию моторики, усиливает согласованную деятельность речевых зон, развивается память и воображение малыша. Кисти и пальцы рук приобретают подвижность и пластичность, что впоследствии облегчает овладение ребенком навыками письма. При ознакомлении ребенка с новым упражнением, его следует выполнять медленно, сначала одной рукой, потом другой, а затем двумя руками вместе.

Пальчиковой гимнастикой с ребенком можно заниматься практически с рождения.

Когда ребенок подрастает, он с удовольствием начинает играть в «Сороку-ворону».

Следующий этап – самостоятельные движения. Ближе к году дети могут уже хорошо делать стихотворение-упражнение «Заготавливаем капусту».

Вовсе не обязательно пальчиковая гимнастика должна сопровождаться рифмами. Детям постарше можно, например, рассказать сказку о маленьком гномике, который отправился в лес. Топ – топ (указательный и средний палец топают по столу, изображая ножки). А навстречу ему два ежика (руки шлепают по столу ладошками вниз). Шлеп – шлеп. Вдруг один ежик услыхал гномика, испугался, свернулся в клубочек (сжимаем кулачок правой руки). Потом колючки расправил, перестал бояться (пальчики – колючки спокойно ложатся на стол ладонью вниз). Другой ежик испугался, сжался в комочек (другая рука сжимается в кулак. Дальше асимметричные движения рук. Левая в кулаке – правая растопыривает пальцы, и наоборот). Этот ежик боится, а тот – колючки расправляет, теперь первый в клубочек сжимается, а второй храбрым становится.

Продолжение сказки целиком зависит от вашей фантазии. Гномик может убежать быстро из лесу (указательный и средний палец изображают бегущие ножки), а может приползти змея (плавные движения ладони и кисти руки).

Упражнения для более «взрослых» пальчиков могут быть такими: Раз, два, три, четыре, пять (в такт словам поочередно, начиная с мизинчика, загибаем пальчики на правой руке). Будем пальчики считать (теперь поочередно разгибаем пальцы, начиная с большого, на этой же руке). Всех собрали (сжимаем ладошку в кулак). Посчитали (разжимаем ладошку, а пальчики держим растопыренными). Оказалось, ровно пять (указательным пальцем левой руки поочередно дотрагиваемся до кончиков пальцев правой). После этого меняем руки и выполняем все упражнения сначала, но уже левой рукой.

Можно усложнить пальчиковую гимнастику либо добавить новые упражнения. Просто попробуйте «рассказать» пальцами новую историю или стишок. Покажите, как капает дождик за окном (с помощью пальцев обеих рук), как он постепенно превращается в ливень (удары все чаще), а в углу тихонечко скребется мышка (кончиками пальцев поскребите по поверхности стола). Словом, фантазируйте от души!

Упражнения.

«Заготавливаем капусту»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту рубим, рубим,

(прямыми ладонями ребенок совершает движения вверх-вниз, изображая работу топора)

Мы капусту режем, режем,

Мы капусту режем, режем,

(прямые ладошки движутся вперед и назад, изображая ножик)

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту солим, солим,

(ребенок собирает пальчики в щепотку и делает вид, что солит капусту)

Мы капусту жмем, жмем,

Мы капусту жмем, жмем,

(ребенок сжимает и разжимает кулачки)

Мы морковку трем, трем,

Мы морковку трем, трем,

(правую ручка сжата в кулачок и движется вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).

«Цветочек». Исходное положение: Ладошки ребенка подняты вверх, основания кистей (чуть выше запястья) прижаты друг к другу, пальчики обеих рук соединены, образуя «бутон цветка».

Солнце поднимается, цветочек распускается,

(Ребенок разводит пальчики рук в стороны)

Солнышко садится, цветочек спать ложится.

(сводит пальцы вместе).

Упражнение «зайчик с барабаном». Указательный и средний пальчики подняты вверх (это уши зайца). Большой палец стучит по безымянному и мизинцу.

Барабанит зайчик в барабан.

Там-там-там. Там-там-там.

«Ладони на столе». Ребенок сидит за столом. Руки лежат на столе ладонями вниз. На счет «Раз» – пальцы врозь, «Два» – вместе.

«Пальчики здороваются». Ребенок сидит, руки держит перед собой. На счет «раз» соединяются большие пальцы обеих рук, «два» — указательные, «три» — средние, «четыре» — безымянные, «пять» — мизинцы.

«Человечек». Ребенок, сидя за столом, изображает «человечков». Сначала указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, затем — левой.

«Дети бегут наперегонки». Движения, описанные в предыдущем упражнении, обе руки выполняют одновременно.

«Коза». Ребенок изображает «козу», вытянув указательный палец и мизинец одной, затем другой руки.

«Козлята». То же упражнение, но выполняется обеими руками одновременно.

«Очки». Ребенок изображает «очки», образовав два кружочка из большого и указательного пальцев обеих рук и соединив их.

«Зайчик». Ребенок вытягивает вверх указательный и средний пальцы, большой, и безымянный и мизинец соединяет — «зайчик» слева.

«Ладошка — кулачок — ребро». Ребенок сидит за столом. На счет «раз» кладет руки на стол ладонями вниз, «два» — сжимает кулачки, «три» — кладет кисти ребром.

«Деревья». Ребенок поднимает обе руки ладонями к себе — «деревья стоят». Широко разводит пальцы — «ветки раскинулись».

«Флажок». Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

«Гнездо». Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.

«Корни растения». Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

«Пчела». Указательный палец правой, затем левой руки вращать по оси.

«Солнечные лучи». Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.

«Паук». Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.

«Стол». Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Ворота». Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

«Мост». Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

«Ромашка». Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.

«Ежик». Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.

«Сорока». При произнесении текста ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки: на слова «этому дала» сгибает поочередно каждый палец руки, кроме мизинца. Сорока, сорока, кашу варила...

«Пальчик-мальчик». Ребенок соединяет большой палец поочередно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой. Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow