Одно из главных средств реабилитации детей, страдающих церебральными параличами, — лечебная гимнастика.
Задачи лечебной гимнастики: развитие способности к произвольному торможению движений; уменьшение (снижение) гипертонуса мышц; улучшение координации движений; увеличение амплитуды движений в суставах (суставе); обучение бытовым навыкам, элементам трудовых процессов, самообслуживанию; выработка у ребенка новых навыков и правильных движений.
Основные принципы методики лечебной гимнастики: регулярность, систематичность и непрерывность занятий; индивидуализация занятий; учет стадии и тяжести заболевания, возраста и психики ребенка; строго индивидуальное увеличение физических нагрузок.
С детьми до двух лет проводят упражнения для нормализации работы вестибулярного аппарата (лежа на животе и на спине поднимать голову, наклонять туловище и т.п.). При ходьбе поворачивать голову, поднимать руки вверх, вперед, закрывать глаза и т.д.
Для расслабления мышц рук и ног перед началом занятий лечебной гимнастикой с успехом применяют криомассаж. Для снятия (уменьшения) гипертонуса используется криомассаж (по В.И. Дубровскому), точечный массаж, сегментарный и упражнения на растягивание. Гидрокинезотерапия включает плавание, гимнастику, игры в воде с температурой 36-37 °С по 15-20 мин. Курс 20-30 процедур через день.
|
|
С помощью упражнений на расслабление снижается тонус мышц, что ведет к ослаблению импульсов, идущих от мышцы к коре больших полушарий мозга, что обусловливает уменьшение эфферентных импульсов. В результате ослабления процессов возбуждения снижается напряжение соответствующих мышц.
У больных с ДЦП часто бывает недостаточно полный выдох, и это следует исправлять — обучать детей удлиненному выдоху. Полезно надувать игрушки (или волейбольную камеру), на выдохе надо произносить звуки: ух, эх, о, а, э и другие, особенно при выполнении лечебной гимнастики. При нарушении речи комплекс занятий дополняется упражнениями для губ, языка, мимической мускулатуры.
Примерный комплекс лечебной гимнастики при нарушениях функции легких и речи:
1. Задуть свечу.
2. Широко растянуть губы и произносить звуки А, У, О, МУ и др.
3. Высовывать и втягивать язык.
4. Дуть на клочок ваты, бумаги. Сначала сделать глубокий вдох и растянуть губы, затем протяжно выдохнуть воздух. Повторить 2—3 раза.
5. Приоткрыв рот, двигать челюстями влево—вправо, произнося звуки А, У.