Тема 1. 1. : предмет «анатомия, физиология и гигиена детей и подростков». (физиология развития)

Л.А. ГУТЕРМАН

 

 

«АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

 

 

(Учебное пособие. 1 часть)

 

2008 год.

 

Рецензенты:

зав. кафедрой анатомии и физиологии детей

и подростков Педагогического института ЮФУ

д.б.н., профессор Менджерицкий А.М.

ст.науч.сотр. Института Валеологии ЮФУ

к.б.н., Воронова Н.В.

 

Гутерман Л. А.

«Анатомия, физиология и гигиена детей и подростков». Учебное пособие - Ростов-на-Дону, 2008. - 255с.

 

Учебное пособие содержит систематизированный материал в рамках программы учебного курса «Анатомия физиология и гигиена детей и подростков» в виде отдельных модулей, структурированных по лекционно-тематическому принципу. Предназначено для изучения предмета в границах, определенных ГОС по специальности «Логопедия» и программой обучения студентов ПИ ЮФУ. Курс предназначен для освоения в системе удалённого обучения ПИ ЮФУ и нацелен на расширение возможностей преподавателя и поддержку самостоятельной работы студентов обучающихся заочно.

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие «Анатомия, физиология и гигиен детей и подростков» предназначено для студентов университетов, обучающихся по программе подготовки логопедов и дефектологов и составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта. Задача объединенного курса «Анатомия, физиология и гигиена детей и подростков» состоит в том, чтобы вооружить студентов, будущих специалистов, деятельность которых будет направлена на коррекцию, обучение и воспитание детей и подростков современными сведениями о возрастных особенностях развивающегося организма, знаниями. Добиться успеха в решении этих задач можно только при условии правильной организации учебно-воспитательной работы с детьми, начиная с их раннего возраста. А это, в свою очередь, требует обязательного знания объекта воспитания: знания анатомо-физиологических особенностей ребенка, особенностей полового развития подростков, об адекватности физических и психических нагрузок функциональным возможностям организма ребенка, о функциональных нарушениях у детей и подростков и их коррекции, гигиены детей и подростков.

В пособии раскрывается содержание анатомо-физиологических особенностей организма детей и подростков на разных этапах его развития, основных закономерностей роста и развития организма, гигиены детей и подростков, понятия о функциональных нарушениях у детей и подростков и их коррекции. Особое внимание уделено начальным этапам развития детей и влиянию факторов среды на рост и развитие организма.

Курс предназначен для освоения в системе удалённого обучения ПИ ЮФУ и нацелен на расширение возможностей преподавателя осуществлять поддержку и контроль за выполнением самостоятельной работы студентов, обучающихся заочно.

Модульный принцип построения пособия позволит студентам структурировать получаемые знания, а также выстраивать индивидуальную траекторию изучения данного курса. Для закрепления знаний полученных в ходе изучения данного предмета студенту предлагается выполнение ряда проектных работ, позволяющих развивать профессиональные, информационно-коммуникативные компетенции. Усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внеаудиторных позволит развить компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ.

Модуль I. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ФИЗИОЛОГИЮ. 6 стр.
ТЕМА 1.1: «ПРЕДМЕТ. «АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»(ФИЗИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ)». ТЕМА 1.2: "Методы исследований в возрастной физиологии». 6.  
Модуль II. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕТИСЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ПОНЯТИЕ ВОЗРАСТНОЙ НОРМЫ.    
Тема 2.1. «Общие закономерности роста и развития организма человека». ТЕМА 2.1.1: «Акселерация развития и готовность к обучению в школе». ТЕМА 2.2.: Периодизация онтогенеза и ее принципы. Понятие о периодах и критических этапах онтогенеза. ТЕМА.2.2.1 Индивидуальные колебания процессов роста и понятие «биологический возраст». ТЕМА 2.2.2.: Сенситивные и критические периоды развития. ТЕМА 2. 3.: «Физическое развитие детей и подростков, как показатель биологической зрелости и социального благополучия».        
Модуль III. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.  
Тема 3.1. Плодный период. Развитие функциональных систем органов и тканей. Тема 3. 2. Влияние среды на пренатальное развитие. Тема 3..3. Лекарства, наркотики и другие химические агенты, влияющих на пренатальное развитие. Тератогены. Тема 3. 4. Состояние здоровья и питание матери. Защитные факторы.    
Модуль IV. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВЕГЕТАТИВНОГО ОБЕПЕЧЕНИЯ (сердечно-сосудистая система, дыхание, пищеварение)  
4.1.Возрастные особенности роста, развития и функционирования сердечно-сосудистой системы. Тема 4.1.1.: «Состав и функции крови. Возрастные особенности функций крови. Иммунные реакции организма» Тема 4.1.2.: «Система кровообращения. Возрастные особенности процессов кровообращения». Тема 4.1.3. «Строение и функции сердца». 4.2. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания. Болезни органов дыхания детей. Тема 4.2. 1. Возрастные особенности роста, развития и функционирования дыхательной системы. Тема 4.2.2. Структурно-функциональная характеристика системы дыхания плода. Тема 4.2.3. Физиология дыхания            
Модуль V. Возрастные особенности нервной системы и анализаторов детей и подростков.  
Тема. 5.1.. «Строение и функции нервной системы». Тема 5.2. «Особенности физиологии ЦНС развивающегося организма». Тема 5.3. Особенности вегетативной нервной системы детей. Тема 5.4. «Особенности физиологии нервов детей». Тема 5.5. «Особенности физиологии синапсов детей». Тема 5.6. «Высшая нервная деятельность детей и подростков». Тема 5.7. Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей и подростков. Тема 5.8. «Развитие сенсорных систем организма, возрастные особенности развития анализаторов».      
Модуль 6. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. Тема 6.1.Осанка и профилактика нарушений осанки. Тема 6.2. формирование и укрепление осанки школьника.  
Темы лабораторных работ  
Вопросы тестовых заданий  
Список дополнительных литературных источников  

 

МОДУЛЬ 1.

 

ТЕМА 1.1.: ПРЕДМЕТ «АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ». (ФИЗИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ).

Комплексная цель данного модуля: ознакомить студента с основными физиологическими понятиями, методами, используемыми при оценки уровня развития ребенка, сформировать представление о значимости комплексного знания физио­логии и психологии для педагога и воспитателя, для повышения качества педагогической деятельности.

 

Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, эту специфику определяющих, являет­ся необходимым условием обеспечения нормального физическо­го и психического развития подрастающего поколения.

Главные вопросы, которые должны возникать у родителей, пе­дагогов и психологов в процессе воспитания и обучения ребенка дома, в детском саду или в школе, на консультативном приеме или индивидуальных занятиях, — это какой он, каковы его особенно­сти, какой вариант занятий с ним будет наиболее эффективным. Ответить на эти вопросы совсем не просто, ибо для этого требуют­ся глубокие знания о ребенке, закономерностях его развития, воз­растных и индивидуальных особенностях. Эти знания чрезвычайно важны и для разработки психофизиологических основ организа­ции учебной работы, выработки у ребенка механизмов адаптации, определения влияния на него инновационных технологий и т.п.

Пожалуй, впервые значимость комплексного знания физио­логии и психологии для педагога и воспитателя выделил извест­ный русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» (1876). «Искусство воспитания, — писал К.Д.Ушинский, — имеет ту особенность, что почти всем оно ка­жется делом знакомым и понятным, а иным даже — делом лег­ким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нуж­ны врожденная способность и умение, т.е. навык; но весьма не­многие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные блуждания наши и могли бы всех убедить в том».

Именно К.Д.Ушинский показал, что физиология относится к числу тех наук, в которых «излагаются, сличаются и группируют­ся факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека». Анализируя физиологические знания, которые были известны, а это было время ста­новления возрастной физиологии, К.Д.Ушинский подчеркивал: «Из того источника, только что открывающегося, воспитание почти неизчерпало». К сожалению, и сейчас мы не можем говорить о широком использовании данных возрастной физиологии в педагогической науке. Единообразие программ, методик, учебников ушло в прошлое, но педагог по-прежнему мало учитывает возраст­ные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения.

В то же время педагогическая эффективность процесса обучения во многом зависит от того, насколько формы и методы педагоги­ческого воздействия адекватны возрастным физиологическим и пси­хофизиологическим особенностям школьников, соответствуют ли условия организации учебного процесса возможностям детей и под­ростков, учитываются ли психофизиологические закономерности формирования базисных школьных навыков — письма и чтения, а также основных двигательных навыков в процессе занятий.

Физиология и психофизиология ребенка — необходимый ком­понент знаний любого специалиста, работающего с детьми, — психолога, воспитателя, учителя, социального педагога.

«Воспи­тание и обучение имеет дело с целостным ребенком, с его цело­стной деятельностью, — считал известный российский психолог и педагог В. В.Давыдов. — Эта деятельность, рассматриваемая как особый объект изучения, содержит в своем единстве много ас­пектов, в том числе... физиологический (В.В.Давыдов «Проблемы развивающего обучения». — М., 1986. — С. 167).

Возрастная физиология — наука об особенностях жизнедеятель­ности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах индиви­дуального развития. Частью ее является изучение физиологии ре­бенка в разные возрастные периоды.

Предметом возрастной физиологии (физиологии развития ребенка) как учебной дисциплины являются особенно­сти развития физиологических функций, их формирования и ре­гуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его при­способления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Основные понятия возрастной физиологии:

Организ м — сложнейшая, иерархически (соподчинено) орга­низованная система органов и структур, обеспечивающих жизне­деятельность и взаимодействие с окружающей средой. Элементар­ной единицей организма является клетка. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань. Ткани образуют органы, выполняющие определенные функции. Функция — специфическая деятельность органа или системы.

Физиологическая система — совокупность органов и тканей, связанных общей функцией.

Функциональная система динамическое объединение различ­ных органов или их элементов, деятельность которых направлена на достижение определенной цели (полезного результата)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: