Л.А. ГУТЕРМАН
«АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
(Учебное пособие. 1 часть)
2008 год.
Рецензенты:
зав. кафедрой анатомии и физиологии детей
и подростков Педагогического института ЮФУ
д.б.н., профессор Менджерицкий А.М.
ст.науч.сотр. Института Валеологии ЮФУ
к.б.н., Воронова Н.В.
Гутерман Л. А.
«Анатомия, физиология и гигиена детей и подростков». Учебное пособие - Ростов-на-Дону, 2008. - 255с.
Учебное пособие содержит систематизированный материал в рамках программы учебного курса «Анатомия физиология и гигиена детей и подростков» в виде отдельных модулей, структурированных по лекционно-тематическому принципу. Предназначено для изучения предмета в границах, определенных ГОС по специальности «Логопедия» и программой обучения студентов ПИ ЮФУ. Курс предназначен для освоения в системе удалённого обучения ПИ ЮФУ и нацелен на расширение возможностей преподавателя и поддержку самостоятельной работы студентов обучающихся заочно.
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие «Анатомия, физиология и гигиен детей и подростков» предназначено для студентов университетов, обучающихся по программе подготовки логопедов и дефектологов и составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта. Задача объединенного курса «Анатомия, физиология и гигиена детей и подростков» состоит в том, чтобы вооружить студентов, будущих специалистов, деятельность которых будет направлена на коррекцию, обучение и воспитание детей и подростков современными сведениями о возрастных особенностях развивающегося организма, знаниями. Добиться успеха в решении этих задач можно только при условии правильной организации учебно-воспитательной работы с детьми, начиная с их раннего возраста. А это, в свою очередь, требует обязательного знания объекта воспитания: знания анатомо-физиологических особенностей ребенка, особенностей полового развития подростков, об адекватности физических и психических нагрузок функциональным возможностям организма ребенка, о функциональных нарушениях у детей и подростков и их коррекции, гигиены детей и подростков.
В пособии раскрывается содержание анатомо-физиологических особенностей организма детей и подростков на разных этапах его развития, основных закономерностей роста и развития организма, гигиены детей и подростков, понятия о функциональных нарушениях у детей и подростков и их коррекции. Особое внимание уделено начальным этапам развития детей и влиянию факторов среды на рост и развитие организма.
Курс предназначен для освоения в системе удалённого обучения ПИ ЮФУ и нацелен на расширение возможностей преподавателя осуществлять поддержку и контроль за выполнением самостоятельной работы студентов, обучающихся заочно.
|
|
Модульный принцип построения пособия позволит студентам структурировать получаемые знания, а также выстраивать индивидуальную траекторию изучения данного курса. Для закрепления знаний полученных в ходе изучения данного предмета студенту предлагается выполнение ряда проектных работ, позволяющих развивать профессиональные, информационно-коммуникативные компетенции. Усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внеаудиторных позволит развить компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ.
Модуль I. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ФИЗИОЛОГИЮ. | 6 стр. |
ТЕМА 1.1: «ПРЕДМЕТ. «АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»(ФИЗИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ)». ТЕМА 1.2: "Методы исследований в возрастной физиологии». | 6. |
Модуль II. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕТИСЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ПОНЯТИЕ ВОЗРАСТНОЙ НОРМЫ. | |
Тема 2.1. «Общие закономерности роста и развития организма человека». ТЕМА 2.1.1: «Акселерация развития и готовность к обучению в школе». ТЕМА 2.2.: Периодизация онтогенеза и ее принципы. Понятие о периодах и критических этапах онтогенеза. ТЕМА.2.2.1 Индивидуальные колебания процессов роста и понятие «биологический возраст». ТЕМА 2.2.2.: Сенситивные и критические периоды развития. ТЕМА 2. 3.: «Физическое развитие детей и подростков, как показатель биологической зрелости и социального благополучия». | |
Модуль III. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. | |
Тема 3.1. Плодный период. Развитие функциональных систем органов и тканей. Тема 3. 2. Влияние среды на пренатальное развитие. Тема 3..3. Лекарства, наркотики и другие химические агенты, влияющих на пренатальное развитие. Тератогены. Тема 3. 4. Состояние здоровья и питание матери. Защитные факторы. | |
Модуль IV. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВЕГЕТАТИВНОГО ОБЕПЕЧЕНИЯ (сердечно-сосудистая система, дыхание, пищеварение) | |
4.1.Возрастные особенности роста, развития и функционирования сердечно-сосудистой системы. Тема 4.1.1.: «Состав и функции крови. Возрастные особенности функций крови. Иммунные реакции организма» Тема 4.1.2.: «Система кровообращения. Возрастные особенности процессов кровообращения». Тема 4.1.3. «Строение и функции сердца». 4.2. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания. Болезни органов дыхания детей. Тема 4.2. 1. Возрастные особенности роста, развития и функционирования дыхательной системы. Тема 4.2.2. Структурно-функциональная характеристика системы дыхания плода. Тема 4.2.3. Физиология дыхания | |
Модуль V. Возрастные особенности нервной системы и анализаторов детей и подростков. | |
Тема. 5.1.. «Строение и функции нервной системы». Тема 5.2. «Особенности физиологии ЦНС развивающегося организма». Тема 5.3. Особенности вегетативной нервной системы детей. Тема 5.4. «Особенности физиологии нервов детей». Тема 5.5. «Особенности физиологии синапсов детей». Тема 5.6. «Высшая нервная деятельность детей и подростков». Тема 5.7. Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей и подростков. Тема 5.8. «Развитие сенсорных систем организма, возрастные особенности развития анализаторов». | |
Модуль 6. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. Тема 6.1.Осанка и профилактика нарушений осанки. Тема 6.2. формирование и укрепление осанки школьника. | |
Темы лабораторных работ | |
Вопросы тестовых заданий | |
Список дополнительных литературных источников |
|
|
МОДУЛЬ 1.
ТЕМА 1.1.: ПРЕДМЕТ «АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ». (ФИЗИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ).
Комплексная цель данного модуля: ознакомить студента с основными физиологическими понятиями, методами, используемыми при оценки уровня развития ребенка, сформировать представление о значимости комплексного знания физиологии и психологии для педагога и воспитателя, для повышения качества педагогической деятельности.
Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, эту специфику определяющих, является необходимым условием обеспечения нормального физического и психического развития подрастающего поколения.
Главные вопросы, которые должны возникать у родителей, педагогов и психологов в процессе воспитания и обучения ребенка дома, в детском саду или в школе, на консультативном приеме или индивидуальных занятиях, — это какой он, каковы его особенности, какой вариант занятий с ним будет наиболее эффективным. Ответить на эти вопросы совсем не просто, ибо для этого требуются глубокие знания о ребенке, закономерностях его развития, возрастных и индивидуальных особенностях. Эти знания чрезвычайно важны и для разработки психофизиологических основ организации учебной работы, выработки у ребенка механизмов адаптации, определения влияния на него инновационных технологий и т.п.
Пожалуй, впервые значимость комплексного знания физиологии и психологии для педагога и воспитателя выделил известный русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» (1876). «Искусство воспитания, — писал К.Д.Ушинский, — имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже — делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные блуждания наши и могли бы всех убедить в том».
|
|
Именно К.Д.Ушинский показал, что физиология относится к числу тех наук, в которых «излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека». Анализируя физиологические знания, которые были известны, а это было время становления возрастной физиологии, К.Д.Ушинский подчеркивал: «Из того источника, только что открывающегося, воспитание почти неизчерпало». К сожалению, и сейчас мы не можем говорить о широком использовании данных возрастной физиологии в педагогической науке. Единообразие программ, методик, учебников ушло в прошлое, но педагог по-прежнему мало учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения.
В то же время педагогическая эффективность процесса обучения во многом зависит от того, насколько формы и методы педагогического воздействия адекватны возрастным физиологическим и психофизиологическим особенностям школьников, соответствуют ли условия организации учебного процесса возможностям детей и подростков, учитываются ли психофизиологические закономерности формирования базисных школьных навыков — письма и чтения, а также основных двигательных навыков в процессе занятий.
Физиология и психофизиология ребенка — необходимый компонент знаний любого специалиста, работающего с детьми, — психолога, воспитателя, учителя, социального педагога.
«Воспитание и обучение имеет дело с целостным ребенком, с его целостной деятельностью, — считал известный российский психолог и педагог В. В.Давыдов. — Эта деятельность, рассматриваемая как особый объект изучения, содержит в своем единстве много аспектов, в том числе... физиологический (В.В.Давыдов «Проблемы развивающего обучения». — М., 1986. — С. 167).
Возрастная физиология — наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития. Частью ее является изучение физиологии ребенка в разные возрастные периоды.
Предметом возрастной физиологии (физиологии развития ребенка) как учебной дисциплины являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.
Основные понятия возрастной физиологии:
Организ м — сложнейшая, иерархически (соподчинено) организованная система органов и структур, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Элементарной единицей организма является клетка. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань. Ткани образуют органы, выполняющие определенные функции. Функция — специфическая деятельность органа или системы.
Физиологическая система — совокупность органов и тканей, связанных общей функцией.
Функциональная система — динамическое объединение различных органов или их элементов, деятельность которых направлена на достижение определенной цели (полезного результата)