Уголок русского языка

Ж.В. Афанасьева

Уголок русского языка – постоянная форма внеурочной деятельности, в отличие от эпизодических утренников, недель, конкурсов и т.д., в том числе и от стенгазеты, которая, как правило, приурочена к определённому событию, дате (олимпиаде по русскому языку, Неделе русского языка, Дню славянской письменности и т.д.).

Традиционно уголок русского языка – форма внеурочной деятельности, характерная для средней школы. В этой ступени предметы филологического цикла ведёт учитель-предметник, выделен отдельный кабинет, в котором удобно размещать стендовые материалы, интересы школьников становятся дифференцированнее, по сравнению с младшими классами. Однако и в начальной школе данная форма работы может быть продуктивной, если учитель заинтересован изысканиями в области филологии, если организует внеурочную деятельность по предмету русский язык, имеет постоянный состав кружка и т.д.

Цели организации уголка по предмету «русский язык» – закрепление, углубление и расширение знаний о русском языке, формирование интереса и воспитание любви к русскому языку посредством постоянного обращения к периодическому печатному органу.

Главным преимуществом «Уголка» является его открытость для всех (сведения с занятий кружка недоступны тем, кто на него не ходит, уголок же читает любой желающий); постоянство его функционирования (учитель может не иметь времени на изложение или объяснение какой-либо информации, печатные же материалы уголка будут «говорить» вместо него); интерактивность – хороший уголок организуется с целью налаживания обязательной обратной связи с учениками.

Необходимо отметить, что все эти преимущества реализуются только при условии регулярности обновления материалов уголка, иначе смысл данной работы пропадает – учащиеся не проявят никакого интереса к намозолившим глаза материалам.

Содержание уголка русского языка достаточно широкое – он должен закреплять изученный программный материал, углублять знания с помощью дополнительных сведений, развивать интерес к предмету посредством занимательных заданий, т.е. удовлетворять запросам и сильных учеников, и одарённых детей, и тех, кто нуждается в помощи по предмету.

Перечислим традиционные рубрики и их обобщённое содержание в таблице.

Примерное содержание «Уголка русского языка»

Рубрики «Уголка русского языка» Обобщённое содержание
Заголовок уголка Желательна оригинальность в названии, отражающем тематику уголка
Высказывания поэтов, писателей, известных личностей о русском языке Обязательна доступность для младших школьников – лучше выбирать те высказывания, где будет больше конкретности; наличие портрета автора высказывания также добавит наглядности. Периодичность обновления:
Программный материал «Это тебе пригодится», «Пиши правильно», «Внимание! Помнишь ли ты, что…», «Образцы разбора» и т.д. Учебные материалы, необходимые учащимся для подготовки к уроку: списки словарных слов, трудные случаи орфографии и пунктуации, схемы разборов, алгоритмы правил, памятки и т.д. Периодичность обновления: по мере необходимости, в соответствии со сменой тем программы.
Дополнительный материал «Немного больше, чем в учебнике/на уроке», «Заглянем за страницы учебника» и т.д. Сведения, расширяющие программу (напр., рассказ об этимологии изучаемых в настоящий момент словарных слов;. сведения о существительных общего рода при изучении темы «Род имени существительного» и т.п. Кроме информации возможно включение заданий, вопросов на закрепление. Периодичность обновления: по мере необходимости, в соответствии со сменой тем программы.
Познавательный материал «Замечательные языковеды / Великие лингвисты», «Музей слов», «Слова – века – люди», «Слова-пилигримы», «Кто сказал первый», «Говорит город», «Новое на книжной полке» и т.д. Сведения, выходящие за рамки программы начальной школы: - информация о великих лингвистах (напр., об авторах словарей – В.И. Дале, С.И. Ожегове и др.), об авторах учебников русского языка, по которым учатся дети; - материал по тем темам, которые вызывают наибольший интерес учащихся (происхождение и возникновение русского языка; русский язык в современном мире; словарное богатство русского языка, словообразование и этимология; ономастика, история письменности и книгопечатания; нормы языка, культура речи; средства языковой выразительности и др.); - аннотации научно-популярных книг по лингвистике для детей. Периодичность обновления: не реже 1 раза в месяц.
Занимательные задания «А ларчик просто открывался», «Для вас, сообразительные», «Все ли смогут ответить?» и т.п. Игры со словами, ребусы, шарады, шифровки, лингвистические задачи, викторины по отдельным темам, задания для олимпиад. Указывается срок выполнения заданий, по истечении которого обязательно публикуются ответы /решения, сообщаются имена победителей. Периодичность обновления: 2-3 недели.
Справочный раздел с обязательной обратной связью «Справочное бюро», «Спрашивайте – отвечаем» и т.п. Обеспечение обратной связи со школьниками: конверт для вопросов и рубрика с ответами, которую ведёт учитель или учитель совместно с учениками (в случае, если вопросы не очень сложные). Периодичность обновления: еженедельно.
Юмористический раздел «Страничка юмора», «И все засмеялись», «Улыбнемся вместе» и т.д. Примеры языковой игры: каламбуры, анаграммы, метаграммы, палиндромы, весёлые стихи А. Шибаева, А. Усачёва, сказки Ф. Кривина и др. Ошибки (без указания авторства) из устной и письменной речи детей и взрослых. Примеры детского словотворчества: «Я – садист, я в садик хожу» (К.И. Чуковский, «От двух до пяти»). Периодичность обновления: 7-10 дней.

В заключение необходимо сказать несколько слов о форме уголка, которая актуальна для современных младших школьников. В условиях информатизации и компьютеризации образования, если оснащенность школы соответствует требованиям сегодняшнего дня, целесообразнее не стенд в классе, а электронный вариант в сетевом пространстве – работая с ним, дети не только смогут закреплять и углублять сведения о русском языке, но и совершенствовать умения работать с компьютером, сетевыми ресурсами, т.е. совершенствовать свою ИКТ-компетентность.

Литература:

1. В.Ф. Елисеева, Н.Н. Ушаков. Уголок русского языка в школе //в кн.: Виды внеклассной работы по русскому языку. Сост. М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1968.

Вопросы и задания.

1. Подумайте, какова деятельность учителя и детей при организации уголка русского языка? Формированию каких УУД способствует эта форма работы?

2. В чём Вы видите плюсы и минусы такой формы работы, как Уголок русского языка?

3. Составьте примерный вариант Уголка русского языка:

Заголовок,

2) высказывание о русском языке;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: