Усвоение новых знаний. Организация начала урока

Организация начала урока.

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Раскрытие общей темы урока.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Организуется обсуждение. Учащиеся пытаются ответить на вопрос «Что такое модель?», рассуждают, где приходится сталкиваться с моделями объектов или процессов, приводят примеры из жизни. В ходе обсуждения учащимся предлагается использовать сервис сети ИнтернетWordle, который позволяет из заданного набора слов составить красочное облако слов. Каждый ученик, используя свое мобильное устройство, перечисляет ключевые понятия, которые прозвучат во время обсуждения, таким образом, будет сформировано и сохранено в виде изображения облако слов из того, что смогли привести обучающиеся до объяснения материала учителем. Примерный результат приведен на рисунке №4. К данному изображению ученики вернутся на этапе закрепления материала и постараются дополнить его с помощью новых знаний.

Рисунок №4. Пример облака слов.

Усвоение новых знаний.

Объяснение нового материала сопровождается электронной презентацией. Совместно с демонстрацией презентации организуется ее трансляция, используется сетевой сервис Presefy, позволяющий транслировать презентацию на различные устройства, подключенные к сети. Это позволит просматривать презентацию с помощью мобильных устройств учащимся, которые отсутствуют на занятии, а также тем, кого по каким-либо причинам не устраивает просмотр с основного экрана. На рисунке №5 схематически изображен принцип трансляции с помощью сервиса Presefy.

Рисунок №5. Принцип организации трансляции.

Теоретический материал урока

Рассмотрим пример из жизни. В 1870 году английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец «Кэптен». Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль, погибли люди.

Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В. Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то «несерьезные» опыты с «игрушкой», не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое [1].

С различными моделями мы сталкиваемся еще в раннем детстве: игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками, равно как и плюшевый медвежонок или кукла. Дети часто моделируют (играют в кубики, обыкновенная палка им заменяет коня и т. д.).

Приведем несколько примеров, поясняющих, что такое модель.

Архитектор готовится построить здание невиданного доселе типа. Но прежде чем воздвигнуть его, он сооружает это здание из кубиков на столе, чтобы посмотреть, как оно будет выглядеть. Это модель здания, Для того чтобы объяснить, как функционирует система кровообращения, лектор демонстрирует плакат со схемой, на которой стрелочками изображены направления движения крови. Это модель функционирования системы кровообращения.

Попытаемся понять, какова роль моделей в приведенных примерах. Конечно, архитектор мог бы построить здание без предварительных экспериментов с кубиками. Но он не уверен, что здание будет выглядеть достаточно хорошо. Если оно окажется некрасивым, то многие годы будет немым укором своему создателю. Лучше уж поэкспериментировать с кубиками.

Разумеется, лектор мог бы воспользоваться для демонстрации подробным анатомическим атласом. Но подобная степень детализации ему совершенно не нужна при изучении системы кровообращения. Более того, она мешает изучению, так как не дает сосредоточиться на главном. Гораздо эффективнее воспользоваться плакатом.

Итак, дадим следующее определение модели [1, c.7]:

Модель -это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе изучения замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные черты этого оригинала. Или можно сказать другими словами: модель - это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.

Модели и моделирование используются человечеством давно. По сути, именно модели и модельные отношения обусловили появление разговорных языков, письменности, графики. Наскальные изображения наших предков, затем картины и книги - это модельные, информационные формы передачи знаний об окружающем мире последующим поколениям.

Моделированием называется как процесс построения модели, так и процесс изучения строения и свойств оригинала с помощью построенной модели[1, c.7].

Навыки моделирования очень важны для человека в его повседневной деятельности. Они помогают разумно планировать распорядок дня, учебу, труд, выбирать оптимальные варианты при наличии выбора, удачно разрешать различные жизненные проблемы.

Задание для учащихся

Используется групповая форма работы. Ученики используют мобильные устройства и переходят по ссылке указанной учителем. Для выполнения задания используется сервис Scrumblr, представляющий собой виртуальную доску со стикерами. Данная доска разделена на столбцы, в каждом из которых приведен объект, задача учеников написать на стикер модель объекта и прикрепить его в нужный столбец. Пример выполнения задания приведен на рисунке №6.

Рисунок №6. Пример выполнения задания.

После выполнения задания объяснение нового материала будет продолжено. Будет рассматриваться классификация моделей при помощи соответствующей схемы.

 

Выполняя данное задание, мы убедились, что моделей достаточно много.В различных областях науки вы уже сталкивались с классификацией. Например, в биологии и зоологии - это систематика растений и животных, в химии - периодическая таблица Менделеева, в грамматике - классификация слов по частям речи. Давайте рассмотрим классификацию моделей.

Для работы используется схема классификации моделей, которая размещается в облачном хранилище Google. Ученикам не составит труда, используя устройство, открыть данную схему. Схема представлена на рисунке №7.

Рисунок №7. Классификация моделей.

Закрепление знаний.

Ученики возвращаются к облаку слов, которое составили в начале занятия, для того чтобы проанализировать его, найти недостающие понятия. Затем, основываясь на новых знаниях, каждый учащийся составляет свое облако слов, состоящее из понятий связанный с моделированием.

Далее учащимся предлагается ответить на контрольные вопросы по изученному материалу.

Контрольные вопросы:

1. Что такое модель?

2. Что такое моделирование?

3. По каким признакам можно классифицировать модели?

4. Приведите примеры учебных моделей.

5. Чем отличаются статические модели от динамических? Можете ли вы привести примеры?

6. Чем отличается материальная модель от информационной?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: