Эволюция жанра на примере эпиграммы

Традиционно - лирическое произведение, но Николай Алексеевич с этим не согласен, потому что эпиграмма не несет ничего внутреннего.

 

19 век Баратынский пишет что эпиграмма «Хохотунья, егоза, если средь народа заметит урода - мигом вцепится в глаза».

 

Эпиграмма - это короткое стихотворение, существующее непременно в краткой форме, направленная против уродливого явления действительности. Жалит так, что след от укола остается навсегда.

 

Рождение эпиграммы в Древней Греции со времени распространения письменности.

8в до н. э. - один из первых жанров. В переводе = надпись

 

Сперва - надпись на любом мемориальном предмете для долгого существования. Надпись наносилась самим автором или специально нанятым для этого человеком - трудоемко и места мало, поэтому эпиграмма должна была быть короткой. В эпиграмме указывалось, кто автор, кто наносил надпись. Так в маленькой надписи должен был содержаться большой достаточно объем информации.

 

Со временем у эпиграммы появляются другие св-ва. Написание на предмете отделяется от начала сочинения. (Но основное остается - это и есть память жанра, несмотря на эволюцию)

 

Эпиграмма Древ. Греции

Муравей в янтаре из ничтожества превратился в ценность. Отдельное существование надписи. 2 элегических дистиха - они не поместились бы на кусочке янтаря. Значит, функция эпиграммы отрывается от реального существования, сопровождает предмет только гипотетически, на бумаге, вызывая образ предмета в памяти тех, кто видел предмет. Остается память о предмете, а сам кусочек янтаря, которому посвящена эта древняя эпиграмма уже давно исчез и забыт. Посвященная же ему эпиграмма жива спустя тысячелетия.

 

Так произошло разделение функций.

Возникает новое направление - эпитафия - надпись на могильных камнях, сегодня их тоже пишут.

 

Сл. изменения

Эпиграмма начала свободное существование. Посвящена не только предмет, но и случаю.

Циал - римский автор, мечтает встретиться с любимой, пишет эпиграмму, в которой обращается с мольбой к волнам, чтобы они смиловались над ним и позволили ему доплыть до любимой, а топили бы его, если им так уж надо, на обратном пути, после свидания.

Остается краткость эпиграммы, размер, афористичность формулировок.

 

Со временем у эпиграммы появляется все больше и больше возможностей высмеять человека через воспроизведение ситуации или создание гиперболической ситуации, зафиксированной в этой эпиграмме. Появляется сатира, направленная против человека или явления действительности. (Высмеивание Лесбии, ее порочного образа жизни в одной из древних эпиграмм).

 

Утрачивается 1-оначальная функция, форма

Остается краткость, афористичность, заостренность, емкость.

 

=минимальная форма, максимальное содержание и воздействие на читателя.

 

Эпиграмма необязательно смешная. У Баратынского были лирические и философские эпиграммы.

В 20-ом веке эпиграммы на чекистов («Вы думаете, в этой квартире живет Брик - исследователь языка? Нет, здесь живет шпик, исследователь из ЧК»)

 

То, что появилось в 9 в. до н.э. существует и сегодня в 21-ом. Элементы памяти связывают с прошлым. Что надписью родилось, то надписью и осталось. Этим поддерживается существование жанра на протяжении нескольких тысячелетий. Обогащаясь новым, старое живет как основа.

 

 

Лекция № 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: