Выделяют также позиции общения

Лекция по психологии.

Тема: Виды общения.

Зарубежные психологи выделяют три основные позиции в общении – Ребёнка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую даже на протяжении дня, или одна из них может преобладать в поведении человека (трансактный анализ Э. Верна).

С позиции Ребёнка человек смотрит надругого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детском возрасте, нередко наблюдается и у взрослых.

Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод, хочет слышать уменьшительно-ласковые слова. Муж в таких случаях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безаппеляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребёнка.

При общении с коллегами, оба супруга обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки. Тем не менее, если кто-то из коллег настоятельно будет придерживаться по отношению к ним позиции Родителя или Ребёнка, они, в свою очередь, вынуждены будут занять противоположную позицию.

С позиции Родителя «играются», например, роли строгого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего:«Зайдите завтра!». С позиции Ребёнка – роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста – любимца публики, зятя, берущего в долг у тещи не хватающие для покупки машины деньги.

С позиции Взрослого – роли соседа, встретившего знакомого, случайного попутчика, сослуживца, подчиненного, знающего себе цену, и др.

В позиции «Родителя»могут быть две разновидности:

1) «карающий Родитель»– указывает, приказывает, карает за непослушание и ошибки;

2) «опекающий Родитель»– советует в мягкой форме, защищает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, опекает, заботится, прощает ошибки.

В позиции «Ребёнка» выделяют разновидности: «послушный Ребёнок» и «бунтующий Ребёнок» (ведет себя «Не хочу, не буду!»)

Динамика общения определяется тем, в какой позиции находится собеседник. Два собеседника в позиции Родителя могут успешно общаться, если их общение ведется по поводу кого-то третьего, кого они критикуют, но общение, направленное друг на друга чревато конфликтами.
Успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребёнка.

Общение Родителя и Взрослого динамично, либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребёнка.

Общение Взрослого и Ребёнка столь же динамично, либо Взрослый сумеет побудить Ребёнка серьёзно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти к позиции Взрослого, либо беспомощность Ребёнка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребёнка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный («послушный»), так и конфликтный характер («бунтующий Ребёнок»). Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный уровень общения двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребёнок (покупатель).

Трансактный анализ общения (Э. Берн) позволяет выявлять позиции общающихся на внешнем и психологическом уровне, анализировать манипулятивные игры, в которые играют люди, общаясь друг с другом, маскируя истинные цели и позиции.

Выделяют также позиции общения

1) «доминирование или общение сверху» - «на равных» - «подчинение или позиция снизу»;

2) «доброжелательная позиция принятия партнера» - нейтральная позиция –«враждебная позиция неприятия партнера». Из сопоставления этих двух факторов-векторов выявляют 8 индивидуальных стилей общения.

Выделяют «закрытую-открытую позицию в общении». Открытость общения – возможность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других. «Закрытая позиция»– нежелание или неумение человека выразить свои интересы, мнения, изоляция или уход в «оборону» от собеседника, игнорирование его интересов.

«Односторонннее выспрашивание»– полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции.

«Истерическое предъявление проблемы»–человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Стратегия общения может быть не только «открытая-закрытая», но и «ролевое-личностное общение». Ролевое общение исходит из выполняемой социальной роли, а личностное общение – общение «по душам».

Выполняемая та или иная социальная роль обуславливает определенный стиль общения, хотя и преобладающий стиль общения данной личности может накладывать свой специфичный отпечаток на многие исполняемые социальные роли.

С ролями не следует путать маски (вежливости, скромности, строгости, участливости и т. п.), под которыми подразумевается набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющий скрыть свои истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Длительно общаясь с человеком, можно определить, в маске он или нет, т.к. в непривычной, экстремальной ситуации истинные эмоции вырвутся наружу, скрываемые убеждения станут явными. Опытный наблюдатель может и в обычной ситуации заподозрить неискренность эмоций партнера по общению, ибо тому трудно убедительно изобразить ложные чувства, изменить по желанию выражение глаз. Иногда маска становится привычной, и тогда человеку в нужный момент не удается стать самим собой, выразить свои чувства. Поэтому и длительно носимая маска, и постоянно играемая роль отражаются на свойствах личности, делают ее лучше или хуже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: